А.И. Борисов на тему «ESG шагает по России»/16.11.2021

На смену привычным аббревиатурам на русском языке КСО и ЦУР в 2021 году пришло английское сокращение ESG. Это результат азартной гонки за скорейшее достижение так называемой углеродной нейтральности (т.е. нулевого баланса выброса и поглощения СО2), которую затеяли и активно ведут по всему миру климатические активисты во главе с иконой движения Гретой Тумберг. Что нам надо помнить, участвуя в этом процессе (а не участвовать, как мы понимаем, теперь уже невозможно). Первое – Европейский Союз взял на себя инициативу и с 1.01.23 введет трансграничный углеродный налог. Европа делает это, заранее разработав правила игры и методики оценки, отталкиваясь от собственных преимуществ и ресурсов. В результате углеродный след стран с традиционной энергетикой завышается, а для европейских стран, развивающих возобновляемую энергетику, занижается. При этом серьезно недоучитывается поглощающая способность российских лесов, составляющих 20% глобального зеленого пояса планеты.

Второе – углеродный налог должен быть справедливым и учитывать другие виды налогообложения и тратиться на инвестиции в низкоуглеродные производства с новыми рабочими местами. Россия запустила разработку национального варианта налога, который при признании его на международном уровне, позволит уменьшить потери. Пока единой оценки углеродного вреда нет и переговоры с ЕС затруднены – нужна гармонизация.

Третье и, пожалуй, главное – ESG это уже сформированный и ярковыраженный интерес к климатической повестке крупнейших транснациональных корпораций и финансовых гигантов, стремящихся управлять мировыми денежными потоками. В России первым зеленый перелом почувствовал «Сбер», запустив в конце 2020 года собственную блокчейн-платформу для продажи «зеленых сертификатов», которые обеспечивают посредничество между производителями «зеленой» энергии и потребителями. Их уже купили такие «загрязнители» как «Полюс», «Щекиноазот» и «Куйбышевазот». Кроме того усилия сторонников «исправления климата» привели и к переменам в обществе: отчет Nielsen Insight показывает, что большинство (73%) потребителей готовы изменить свои привычки, чтобы уменьшить воздействие на экологию Правда, готовность платить за чистую энергию оказывается значительно ниже: в США половина опрошенных платить не хочет, а 1/3 готова тратить на это не более 1$ в месяц. В Польше эта сумма у опрошенных не превышает 3,5$ в месяц, в Китае (гор. Тяньцзин) — 5$ в месяц.

Короче говоря, сегодня очевидно, что и инвесторов, и акционеров, и регуляторов, и потребителей интересуют не только финансовые результаты бизнеса, но и как они отражаются на экологии, как влияют на социальную среду, какие методы корпоративного управления бизнес использует. И ответственный бизнес уже видит, что те, кто платит за произведенную продукцию, могут непосредственно влиять на получаемую прибыль. Исследование Edelman Trust Barometer, посвященное доверию к брендам во время пандемии, показало, что более 70% потребителей готовы отказаться от товаров и услуг компаний, которые ставят на 1-е место собственную прибыль, а не защиту людей.

Отсюда вывод: ориентир на ESG, на устойчивое развитие и декарбонизацию – это осознанный выбор прежде всего тех компаний, которые думают о завтрашнем дне. На потребительском рынке их можно условно подразделить на производителей FMCG (товаров повседневного спроса) и на retail (розничную торговлю). И в первой и во второй категориях лидерство в отношении процессов ESG находится в руках крупнейших игроков. С одной стороны, потому что многие из них являются публичными компаниями, а котировки на биржах и правила инвестбанков давно предполагали следование принципам УР. С другой стороны, они обладают гораздо более широким и отработанным инструментарием обратной связи с потребителем и в силу этого гораздо раньше чисто российских компаний и предприятий МСП почувствовали тренд на изменения климатической повестки. Как говорится Trend is a Friend.