Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества № 163 январь-февраль 2021 года

 Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

№ 163 январь-февраль 2021 года

Приняты новые региональные законы о торгово-промышленных палатах

В феврале текущего года подписаны два новых региональных закона о торгово-промышленных палатах:

Закон Орловской области от 1 февраля 2021 года № 2566-ОЗ «Об Орловской торгово-промышленной палате» и Закон Сахалинской области от 4 февраля 2021 года № 6-ЗО «Об отдельных вопросах взаимодействия некоммерческой организации Союз «Сахалинская торгово-промышленная палата» с органами государственной власти Сахалинской области».

Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров в своих комментариях  подчеркнул, что данный Закон стал итогом работы и эффективного сотрудничества Сахалинской ТПП с региональными органами власти и общественным объединениями. Закон устанавливает формы взаимодействия Палаты с Сахалинской областной Думой, Губернатором, Правительством и органами исполнительной власти области.

Закрепление статуса Палаты позволит органам власти всех уровней привлекать Сахалинскую ТПП к реализации государственных и муниципальных программ в сфере промышленности, экономики и поддержки предпринимательства.

Таким образом, общее количество принятых региональных законов о торгово-промышленных палатах субъектов Российской Федерации достигло тридцати и стало своего рода знаковым показателем.

Палата критически относится к масштабным изменениям в Закон о банкротстве и предлагает их доработать

Палатой рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Законопроект направлен на изменение структуры Закона о банкротстве для достижения целей реструктуризации долгов организаций и их восстановления.

В доработанной редакции законопроекта частично учтены ранее обозначенные Палатой замечания. Так, в частности:

— исключено положение о необходимости обязательной пересдачи арбитражными управляющими квалификационного экзамена каждые 3 года;

— исключено положение о том, что участниками размещения дополнительных акций при реструктуризации долгов должника не могут быть его акционеры (участники), владеющие или владевшие более чем 1% акций (долей);

— сохранены полномочия для национального объединения СРО арбитражных управляющих по утверждению профессиональных стандартов для СРО АУ до утверждения Минэкономразвития собственных стандартов;

— установлен переходный период для адаптации участников профессионального сообщества к новым изменениям — один календарный год со дня вступления в силу Закона.

Вместе с тем Палата считает, что проект нуждается в доработке и не поддерживает следующие положения:

— увеличение размера компенсационного фонда СРО АУ с 50 млн. до 200 000 млн. руб. для СРО.

— обязательность ликвидации СРО АУ, если обнаружиться недостаточность компенсационного фонда;

— установление полной субсидиарной ответственности СРО АУ по обязательствам арбитражного управляющего за причинение убытков без ограничения по сумме выплат из компенсационного фонда СРО АУ;

— снижение необходимого количества членов СРО АУ со 100 до 20;

— лишение залогового кредитора права на приоритет удовлетворения своих требований от реализации предмета залога (после двух несостоявшихся торгов);

— наделение кредиторов по текущим обязательствам правом голоса на собраниях кредиторов;

— введение госрегистрации арбитражных управляющих;

Таким образом, Палата полагает, что законопроект требует дальнейшей доработки
и обсуждения с профессиональным сообществом.

 Палата предлагает активно стимулировать охрану результатов интеллектуальной деятельности

Палатой разработан проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».

Законопроект направлен на совершенствование гражданского законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Согласно действующему законодательству при предоставлении третьему лицу лицензии на использование служебного результата интеллектуальной деятельности по требованию государственного или муниципального заказчика, а также при предоставлении такому лицу непосредственно лицензии государственным или муниципальным заказчиком, являющимся совладельцем патента на РИД, вознаграждение автору служебного результата интеллектуальной деятельности продолжает выплачивать работодатель автора РИД, а не государственный или муниципальный заказчик.

По мнению Палаты, такой законодательный подход не может признаваться справедливым по отношению к работодателю, фактически
он наносит экономический убыток работодателю и в целом не стимулирует правовую охрану РИД, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, в целях защиты экономических интересов работодателя, автора РИД и повышения стимулирования охраны РИД, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, Палата предлагает пересмотреть существующий подход и установить, что
в случае предоставления третьему лицу соответствующей лицензии по требованию государственного или муниципального заказчика, а также при предоставлении такому лицу лицензии государственным или муниципальным заказчиком, являющимся совладельцем патента на РИД, вознаграждение автору служебного результата интеллектуальной деятельности выплачивает непосредственно государственный или муниципальный заказчик, а не работодатель автора РИД.

На законопроект Палаты получен положительный отзыв Роспатента.

Бизнес обсудил важные направления совершенствования налоговой политики на среднесрочную перспективу

В рамках предсъездовских дискуссий состоялся круглый стол «Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти». Открывая мероприятие, Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров отметил, что по итогам прошлого VII Съезда ТПП РФ Президентом РФ Владимиром Путиным был дан ряд поручений, ряд из которых которые при участии Палаты был реализован. В частности, в НК РФ закрепили правило об утверждении новых форм налоговой отчетности не ранее чем по истечении 2-х месяцев со дня их официального опубликования, а также на налогоплательщиков несырьевых товаров был распространен общий порядок вычета сумм налога на добавленную стоимость. Кроме того, в 2020 году Палатой был «проведен» ряд собственных законодательных инициатив, в частности, введена нулевая ставка НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов.

В качестве направлений работы на среднесрочную перспективу В.В. Чубаров выделил завершение работы по реформированию системы уплаты неналоговых платежей, введения единых критериев «дробления бизнеса», более детальную регламентацию правил применения статьи НК РФ по необоснованной налоговой выгоде.

Заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России К.В. Новоселов в своем выступлении отметил, что Служба фактически приостановила в 2020 году выездные проверки бизнеса, относящегося к субъектам МСП. По его словам, была также отмена некоторая отчетность по земельному и транспортному налогам. Говоря о планах работы, он выделил снижение порогов для вхождения в налоговый мониторинг, реформирование законодательства о ККТ, необходимость профилактики случаев искусственного дробления бизнеса и др.

Президент Союза «Калининградская ТПП» Ф.Ф. Лапин в своем выступлении обозначил важную проблему, связанную с порядком начисления и взимания НДС при вывозе лома цветных металлов, собранных на территории Калининградской области и вывозимых с целью дальнейшей переработки на остальную часть таможенной территории ЕАЭС.

Сейчас при реализации бизнесом на территории РФ такого лома и вторичного алюминия налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров с учетом налога. То есть предприятия, ведущие такую деятельность, являясь налоговыми агентами, обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При этом таможенные органы занимают позицию, что указанные товары, образовавшиеся на территории области, могут быть оттуда вывезены только после завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны путем помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин и НДС. Кроме того, при помещении рассматриваемой категории товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в настоящее время в налоговую базу также включается НДС, уплаченный по статье 161 НК РФ, то есть происходит двойное налогообложение. Соответствующее обращение Палаты будет направлено в Минфин и ФНС для проработки.

Все предложения бизнеса будут обобщены и направлены для включения в общий пакет инициатив Палаты по итогам состоявшихся предсъездовских дискуссионных площадок.

 Учтено мнение Палаты не вводить ответственность за не предоставление в налоговые органы отчета по операциям с цифровой валютой

Палатой на стадии оценки регулирующего воздействия рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Законопроект предлагает дополнить УК РФ новой статьей 199.5, устанавливающей уголовную ответственность за систематическое нарушение предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанности представлять в налоговые органы отчет об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках цифровой валюты. Для наступления уголовной ответственности сумма операций должна составлять свыше 15 млн. рублей.

Палата выразила отрицательное мнение по законопроекту, которое было поддержано бизнес-сообществом и учтено Минэкономразвития России в заключении по законопроекту о необоснованности введения уголовной ответственности.

В частности, Палатой были высказаны следующие замечания:

— дополнение УК РФ статьей 199.5 представляется избыточным, поскольку в УК РФ в статьях 198-199 уже установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а предлагаемые к криминализации действия в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» являются способами уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов;

— предлагаемая конструкция новой нормы описывает действия по систематическому нарушению возложенной на лицо обязанности и не позволяет определить и оценить степень общественно-опасных последствий, которые должны наступить вследствие совершения указанных в диспозиции действий. В этой связи в соответствии со статьей 14 УК РФ указанные деяния не могут быть признаны преступлением и регулироваться уголовным законом;

— законопроектом не решен, как по другим преступлениям в сфере экономической деятельности, вопрос об освобождении от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба в соответствии со статьей 76.1 УК РФ и статьей 28.1 УПК РФ.

ТПП РФ считает, что судебное решение – единственное основание для раскрытия кредитными организациями банковской тайны

ТПП РФ в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку направлено заключение по проекту федерального закона № 297994-7 «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Законопроектом предлагается установить порядок, при котором справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны выдаваться кредитной организацией по запросам руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В запросе должно быть указано, каким судом, когда, в отношении какого юридического или физического лица, по обращению какого должностного лица принято решение о возможности получения справок. При этом само решение суда инициаторами запроса не предъявляется.

В то же время в соответствии с действующим нормами части 4 статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются кредитными организациями на основании полученного в предусмотренном законом порядке судебного решения должностным лицам органов, осуществляющих ОРД в рамках Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Палата считает, что предлагаемый законопроектом механизм получения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без судебного решения может привести к злоупотреблениям служебным положением со стороны должностных лиц указанных органов и нарушению банковской тайны.

По мнению ТПП РФ, непредставление в кредитную организацию судебного решения, на основании которого осуществляется запрос, лишает администрацию кредитной организации возможности проверить наличие судебного решения, отнесенного к категории секретных документов, а также получить достоверные сведения об объемах запрашиваемой информации (по каким операциям и счетам предоставляются сведения, за какой период и т.д.).

При этом в дальнейшем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо могут предъявить претензии к кредитной организации за разглашение банковской тайны, если будет установлено, что сотрудники органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, увеличили объем информации, получение которой разрешил им суд.

В этой связи Палатой предложено закрепить в законопроекте нормы, устанавливающие, что выдача справок по операциям, счетам и вкладам физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, производится на основании судебного решения или заверенной выписки из судебного решения, подготовленной судом соответствующей инстанции.

 Палата считает, что размер штрафов за нарушение правил оборота цифровых активов нужно дополнительно обсудить

В Государственно-правовое управление Президента РФ направлено заключение ТПП РФ по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предлагается в двух новых статьях КоАП РФ установить ответственность за незаконный оборот цифровых финансовых активов, нарушение правил совершения сделок с ними, а также за незаконный прием цифровой валюты в качестве платежного средства за товары, выполняемые работы или услуги.

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей 14.56.1, устанавливающей административную ответственность операторов информационных систем, не включенных в реестр операторов информационных систем, который ведется Банком России, за выпуск цифровых финансовых активов в информационных системах, операторами которых они являются, а также за нарушение правил совершения сделок с цифровыми финансовыми активами и цифровыми правами. Для юридических лиц за совершение этих правонарушений предлагается ввести штраф в размере от 200 тыс. до 2 млн. рублей.

Одновременно законопроектом в проектируемой статье 14.56.2 КоАП РФ предлагается установить ответственность за прием в Российской Федерации цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы и (или) оказываемые услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг), лицами, не имеющими право осуществлять такой прием в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Размер устанавливаемого для юридических лиц штрафа за совершение указанного правонарушения предлагается установить от 100 тыс. до 1 млн. рублей.

Палата считает, что размеры нижней и верхней границы штрафа для юридических лиц за совершение указанных действий необоснованно завышены, так как подобные правонарушения обладают незначительной общественной опасностью и не влекут за собой последствий, соответствующих размеру предлагаемого наказания. Кроме того, законопроектом предусмотрена административная ответственность граждан, которые в соответствии с Федеральным  законом от 31.07.2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не могут быть субъектами данных правонарушений.

Минэкономразвития России замечания Палаты поддержало и в заключении об оценке регулирующего воздействия по законопроекту предложило Минфину  России их учесть.

Минюстом учтены замечания ТПП РФ по проектируемой общей части нового КоАП РФ

ТПП РФ продолжает активно участвовать в работе по рассмотрению проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В феврале в Минюсте России прошло обсуждение новой редакции Общей части КоАП РФ, в которой учтены ранее высказанные Палатой замечания. В частности:

— статья 2.3 нового КоАП РФ «Грубые административные правонарушения» дополнена новой частью 2, согласно которой административные правонарушения не считаются грубыми, если совершившим их лицам в соответствии с санкцией статьи (части статьи) Особенной части проекта КоАП может быть назначено административное наказание в виде предупреждения. Таким образом, административные правонарушения, обладающие низкой степенью общественного вреда, не будут относиться  к категории грубых административных правонарушений.

Кроме того, суду предоставлено право с учетом фактических обстоятельств совершенного административного правонарушения не признавать при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, совершенные административные правонарушения грубыми;

— скорректировано понятие административной ответственности индивидуальных предпринимателей;

— в проектной части 11 статьи 2.12 нового КоАП учтено, что привлечение юридического лица и его должностного лица (единоличного исполнительного органа, имеющего статус юридического лица) к административной ответственности за одни и те же действия (бездействие) не допускается;

— приведены в соответствии с ранее утвержденной Правительством РФ Концепцией нового КоАП РФ положения об исключении из КоАП такого вида наказания для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как административный запрет деятельности.

Также по предложению ТПП РФ и других бизнес-объединений «административный запрет деятельности» будет применяться только в качестве обеспечительной меры при производстве по делу об административном правонарушении для устранения выявленных нарушений в деятельности организации и только по судебному решению. Механизм применения и отмены данной обеспечительной меры, а также срока её применения будет прорабатываться дополнительно.

Палата внесла предложения по поправкам к законопроекту-спутнику по контролю (надзору)

 27 января в Государственную Думу инициированы поправки к проекту федерального закона №1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект направлен на приведение отраслевого законодательства (изменение более ста законов) в соответствие с принятым в 2020 году Законом о контроле (надзоре).

26 февраля было проведено совещание по вопросу подготовки проекта поправок Правительства РФ к законопроекту. По результатам совещания были учтены следующие поправки ТПП РФ:

— при проведении контроля в области промышленной безопасности инспекторов обязали осуществлять консультирование бизнеса и проведение в отношении него мер стимулирования добросовестности, например, снижение количества контроля в отношении лиц, осуществляющих добровольное самообследование и декларирование соблюдения обязательных требований;

— в отношении производственных объектов и гидротехнических сооружений высокой опасности, владельцы которых добросовестно соблюдают обязательные требования, будет установлена пониженная периодичность контрольных мероприятий (менее одного раза в год);

— портовые гидротехнические сооружения освобождены от контроля за безопасностью гидротехнических сооружений. Данный вид контроля дублировал собой контроль за морскими портами, так как в ходе обоих видов контроля проверялись одни и те же обязательные требования.

Указанные поправки позволят предотвратить увеличение административного давления на добросовестных предпринимателей, соблюдающих обязательные требования.

Палата предлагает наделить управляющие рынком компании полномочиями по контролю деятельности арендаторов на всей территории розничного рынка

 19 февраля в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 1115460-7 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», концепция которого была предложена ТПП РФ.

В настоящее время управляющие рынком компании могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение арендаторами требований миграционного и трудового законодательства в арендуемых производственных, складских, торговых, служебных, подсобных или иных помещениях. При этом у управляющих рынком компаний нет полномочий по контролю действий арендаторов в указанных местах.

Законопроект наделяет управляющие рынком компании (арендодателей) полномочиями по контролю за соблюдением арендаторами трудового и миграционного законодательства в арендуемых производственных, складских, торговых, служебных, подсобных или иных помещениях.

Законопроект является корреспондирующим к ранее разработанному ТПП РФ законопроекту №986457-7 «О внесении изменений в статью 18.16 КоАП РФ (в части уточнения административной ответственности за использование труда иностранных работников на торговых объектах в нарушение норм миграционного законодательства)».

Планируется, что законопроект будет рассмотрен Государственной Думой в первом чтении в период весенней сессии.

Электронный кадровый документооборот станет доступен

всем работодателям

Минтрудом России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части перехода на электронный кадровый документооборот), предусматривающий возможность ведения и применения документов, связанных с работой, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Планируется, что проект закона будет внесен в  Государственную Думу до 1 апреля и вступит в силу с 1 августа 2021 года.

До этого момента (до 31 июля 2021 года) решено продлить срок действия Федерального закона от 24.04.2020 года № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой» (далее — Закон № 122-ФЗ), предварительные результаты которого по ведению в электронной форме организациями — участниками эксперимента всех либо части документов в сфере труда будут учтены в рассматриваемом законопроекте. Нормы проекта закона предполагается скоординировать с соответствующими нормами законодательства по архивному хранению электронных документов.

В соответствии с законопроектом переход к ЭКДО происходит с письменного согласия работника или лица, поступающего на работу, и осуществляется в отношении только тех работников, кто согласился с его введением. Палата считает, что для работодателя это повлечет двойную нагрузку по ведению документов для разных работников в бумажном и электронном виде, в связи с чем концепция законопроекта требует доработки с учетом следующих предложений:

— работодатель самостоятельно, без получения заявлений работников,  принимает решение о введении электронного кадрового документооборота в отношении всех или части документов и вправе принять решение о возвращении к бумажному документообороту;

— виды электронной подписи на документах в электронном виде устанавливаются аналогично Закону № 122-ФЗ, для электронных документов, не требующих ознакомления работника (лица, поступающего на работу) в письменной форме; виды электронной подписи определяет работодатель;

— вопросы ведения работодателями ЭКДО на платформе «Работа в России» или создания работниками личных кабинетов на этой платформе должны носить добровольный характер;

— следует уточнить в законопроекте, что подразумевается под «едиными форматами» электронного документа, обеспечением неизменного содержания документов и фиксации факта их получения сторонами трудовых отношений.

 Коротко:

 25 января Правительством РФ внесен в Государственную Думу законопроект № 1100176-7 «О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается установить возможность снижения судом размера компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, если такой размер компенсации является несоразмерным допущенному нарушению или многократно превышает размер причиненных правообладателю убытков.

26 января Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Законопроект предусматривает комплексное изменение законодательства о закупках, в том числе совершенствование способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), изменение перечня закупок, которые осуществляются закрытым способом, изменение правил предоставления обеспечения по контрактам и т.д.

15 февраля Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 1112250-7 «О внесении изменений в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предложено дополнить статью 194 УК РФ (об уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей) уголовной ответственностью за неисполнение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных таможенных пошлин в крупном (при сумме неуплаченных платежей более 2 млн. рублей) или особо крупном размерах (более 6 млн. рублей). Исчисление размера неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин за товары, перемещенные через таможенную границу будет производиться ЕАЭС исходя из их общей суммы в одной или нескольких товарных партиях.

16 февраля Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 1112019-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка».

Законопроектом из числа преступлений небольшой тяжести к категории уголовного проступка предлагается отнести деяния, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы. К уголовному проступку предлагается отнести преступления небольшой тяжести против собственности и отдельные преступления небольшой и средней тяжести в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (30 составов).

За совершение уголовного проступка лицо освобождается от уголовной ответственности с назначением ему соответствующей меры уголовно-правового характера. Преступления небольшой и средней тяжести признаются уголовным проступком при условии, что они совершены лицом впервые.

18 февраля председателями палат и профильных комитетов Федерального Собрания внесен в Государственную Думу законопроект №1114509-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (о создании Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений на базе «Общероссийской базы вакансий «Работа в России»).

С помощью Единой цифровой платформы планируется осуществлять регулирование особенностей взаимодействия работодателей и работников в сфере труда, граждан и органов службы занятости в электронной форме, мониторинг этой сферы и взаимодействие с другими государственными информационными системами. Центры занятости смогут осуществлять регистрацию граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (не зарегистрированных) в целях предоставления услуг, в т.ч. в дистанционной форме и с использованием адресного подхода.

22 февраля Правительством РФ в Государственную Думу внесен разработанный Минфином России проект федерального закона № 1116818-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Законопроектом в целях расширения доступа субъектов МСП к закупкам, устанавливается, что заказчики не вправе устанавливать дополнительные требования к банковским гарантиям, предоставленным участниками в качестве обеспечения заявок на участие или обеспечения исполнения договоров. Единственным условием принятия таких банковских гарантий – соответствие банков требованиям статьи 45 Закона №44-ФЗ.