Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества ноябрь 2020

Аналитическая записка

о состоянии и проблемах законотворчества

 № 162 ноябрь 2020 года

 Диалог бизнеса и власти по налоговым вопросам состоялся в ТПП РФ

17-19 ноября 2020 года в Торгово-промышленной палате РФ проведен XVI Всероссийский налоговый форум «Налоговая вакцинация экономики».

Общее количество участников Форума составило более 2 000 человек. В рамках форума состоялось 10 тематических секций по различным вопросам налогообложения и пленарное заседание, в котором приняли участие Президент ТПП РФ С.Н. Катырин и Руководитель ФНС России Д.В. Егоров.

В своем выступлении Президент ТПП РФ отметил, что почти весь 2020 год был ознаменован борьбой с коронавирусной инфекцией и сглаживанием экономических последствий и ограничений. Одними из важнейших мер для поддержки бизнеса и экономики стали налоговые решения. Это и предоставленные отсрочки и рассрочки, отложенные сроки сдачи отчетности и прочие. В Налоговый кодекс РФ также были внесены значимые поправки. Например, изменились правила перехода на ежеквартальные авансы, внесены поправки об учете т.н. «санитарных» затрат, «противовирусные» субсидии не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль, предпринимателям дали возможность уплачивать авансы ежемесячно исходя из фактической прибыли, понижены тарифы страховых взносов на работников для субъектов малого бизнеса и др.

Глава ТПП подчеркнул, что эти меры, безусловно, дали свой положительный эффект, позволили многим компаниям перестроиться и приспособиться к новым реалиям. Но все же многие компании по-прежнему несут существенные издержки на организацию и создание возможностей удаленной работы своих сотрудников, на обеспечение работы без физического контакта пользователей и потребителей своих товаров и услуг. В связи с чем Сергей Катырин предложил списывать расходы, понесенные в этих целях, единовременно.

Сергей Катырин также отметил необходимость продления действующих мер поддержки на 2021 год, что концептуально было поддержано Руководителем ФНС России.

Президент ТПП РФ также заострил внимание на необходимости продолжать и расширять стимулирование осуществления российскими компаниями зарубежных проектов. В этой части Палатой предложено решить вопрос вычета входного НДС по товарам, местом реализации которых не является Россия.

Например, если российская компания осуществляла экспорт услуг, которые учтены в стоимости готовой продукции, произведенной за рубежом и реализованной продавцу минуя ввоз в Россию. С экономической точки зрения по таким услугам входной НДС не возмещается, как и не возмещается соответствующая часть входного НДС, относящегося к административно-хозяйственным затратам.

Президент Палаты предложил в таких условиях разрешить вычет входного НДС, что будет экономически оправдано и упростит учетную политику. Глава ФНС России данное предложение поддержал и предложил проработать вопрос на экспертном уровне.

В части совершенствования налогового администрирования Сергей Катырин отметил необходимость введения предварительного информирования налогоплательщиков о предстоящей блокировке через личный кабинет налогоплательщика.

Даниил Егоров, в свою очередь, проинформировал, что электронные сервисы налоговой Службы постоянно совершенствуются и информирование налогоплательщиков о необходимости уплаты налогов и предстоящей блокировке уже реализуется. Так, в ближайшее время ФНС России будет уведомлять налогоплательщиках о двух рисках: недоимка и возможная блокировка счета и в случае нестабильной сдачи отчетности.

Глава ФНС также подчеркнул, что организационные и технические средства Службы позволили в период пандемии оперативно автоматизировать порядок получения субсидий, упростить выдачу льготных кредитов и прочее.

Даниил Егоров сделал важное заявление по отмене моратория на выездные проверки налоговиков. Он проинформировал, что бизнесу нет необходимости волноваться, поскольку налоговые органы не планируют массово проверять предпринимателей.

В своем выступлении он отметил, что результативность контрольной работы налоговых органов ежегодно возрастает, но число выездных проверок сокращается, например, в 2020 году их стало почти в 2 раза меньше, чем в 2019 году. При этом все больший процент доначислений поступает в казну по результатам аналитической работы.

Для бизнеса существенно ускорилась процедура возмещения НДС и как следствие оборачиваемость капитала, поскольку автоматизированная проверка с помощью электронных сервисов ФНС позволяет оперативно собирать все данные, поступающие от плательщиков и их контрагентов по цепочке, и оперативно анализировать их.

Даниил Егоров также подчеркнул, что применение ККТ всеми предпринимателями в перспективе позволит полностью отказаться от отчетности и уже в 2021 году новый режим для малого бизнеса должен вступить в силу.

По итогам Форума подготовлены итоговые рекомендации бизнеса в части совершенствования налогового законодательства, которые направлены в Правительство РФ и Государственную Думу.

Закон улучшил положение НКО

 

25 ноября 2020 года Государственной Думой при активной поддержке ТПП РФ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Изменениями предусмотрена возможность в случаях совершения впервые административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение. При этом замена штрафа на предупреждение согласно диспозиции статьи 4.1.1. КоАП РФ возможно при соблюдении одновременно следующих условий: административное правонарушение совершено ими впервые; совершенное административное правонарушение не упомянуто в части 2 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации; отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Однако предыдущая редакция статьи не распространялась на некоммерческие организации, а действовала только в отношении субъектов  малого и среднего предпринимательства, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и их работников. Таким образом, до внесения изменений, данная норма предусматривала в отношении некоммерческих организаций безальтернативное административное наказание только в виде штрафа, без применения превентивной меры ответственности как предупреждение.

В такой ситуации неприменение указанной статьи в отношении некоммерческих организаций, ставило их в неравное положение с коммерческими организациями, которые в отличие от некоммерческих организаций, систематически получают прибыль и имеют материальную возможность оплачивать штрафные санкции.

Поправки позволят правоприменительным органам применять санкцию в форме предупреждения на равных условиях в отношении как коммерческих, так и некоммерческих организаций, совершивших впервые административное правонарушение, что обеспечит более эффективную работу некоммерческих организаций, их партнерство и взаимодействие с обществом и государством.

Принятые поправки позволят правоприменительным органам применять санкцию в форме предупреждения на равных условиях в отношении как коммерческих, так и некоммерческих организаций, совершивших впервые административное правонарушение. Недопущение несения некоммерческими организациями непосильных штрафных санкций, обеспечит более эффективную работу некоммерческих организаций (в том числе социально-ориентированных), их партнерства и взаимодействия с обществом и государством, а также снимут часть административной и финансовой нагрузки с НКО.

 

По предложению ТПП РФ в 2021 году будет увеличен объём субсидий на отрасль авиаперевозок

 

26 ноября Государственная Дума приняла Федеральный закон             «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

В связи с обращениями авиаперевозчиков Палата подготовила заключение на законопроект, в котором предлагалось увеличить объём субсидий на отрасль авиаперевозок. Ко второму чтению законопроекта была инициирована соответствующая поправка ТПП РФ.

По результатам обсуждения поправок Правительством РФ было принято решение увеличить на 2 млрд. рублей ежегодно субсидии на компенсацию части расходов авиакомпаний на оплату труда авиационного персонала, на лизинговые платежи и аэропортовые расходы в части оплаты стоянки простаивающих воздушных судов.

 

При изменении контрактной системы учтено предложение Палаты

 

17 ноября Государственной Думой во втором чтении принят проект федерального закона № 301875-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в части установления требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства)».

Законопроект устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки от участников закупки, являющихся субъектами МСП, что позволит исключить произвольное установление заказчиками требований к составу и содержанию заявок участников, являющихся субъектами МСП. Законопроект подготовлен Минфином России.

В итоговой редакции Закона учтена поправка Палаты, которая конкретизирует, что в случае, если размер конкурентной закупки имеет значительный размер (крупная сделка), то участник такой закупки должен представить решение не только об одобрении заключения такой сделки, но и внесения крупной суммы обеспечения по контракту.

Данное изменение позволит снизить количество недобросовестных участников, которые принимают участие в закупках «номинально» без цели и ресурсов для реального исполнения контракта.

 

 

Палата предложила разрешить субъектам МСП объединять ресурсы для выполнения крупных контрактов

 

В Минфин России для получения отзыва направлен разработанный ТПП РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В настоящее время для участия в закупках с особыми (повышенными) требованиями у участников возникает потребность в объединении усилий с другими потенциальными участниками, обладающими недостающими ему для соответствия требованиям закупки ресурсами, опытом, персоналом и т.д.

В связи с тем, что множественность предпринимателей на стороне одного участника закупки не допускается, значительное число хозяйствующих субъектов, преимущественно субъектов МСП, не обладающих единолично необходимыми ресурсами и компетенциями, фактически лишено доступа к рынку закупок.

Законопроектом предлагается установить в Законе №44-ФЗ право участвовать в закупках двум или нескольким лицам, объединившим свои ресурсы для совместной деятельности и совместно действующим без образования юридического лица в качестве одного участника закупки для участия в процедуре закупки и получения прибыли путем исполнения контракта.

Инициатива направлена на увеличение доли субъектов МСП, участвующих в проведении закупок, а также повышение конкуренции при проведении государственных и муниципальных закупок за счет привлечения дополнительных участников.

 

Палата предлагает предусмотреть в законодательстве отдельный порядок установления выставочного приоритета товарного знака

 

Палатой разработан проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предложено закрепить в части 4 ГК РФ, что порядок установления выставочного приоритета товарного знака, а также перечень необходимых документов, предоставляемых в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для его установления, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящий момент в Российской Федерации отсутствуют законодательно установленные критерии определения выставок как официальных и официально признанных международных, что, в свою очередь, не позволяет сформировать единообразную практику в отношении применения пункта 2 статьи 1495 ГК РФ, а именно установления выставочного приоритета для товарного знака.

Кроме того, конкретный перечень документов, необходимых для установления выставочного приоритета согласно пункту 3 статьи 1495 ГК РФ, также законодательно не определен. В этой связи возникает неопределенность в перечне документов, являющихся достаточными для обоснования установления выставочного приоритета.

Отсутствие конкретизации нормы пункта 3 статьи 1495 ГК РФ в части порядка установления выставочного приоритета товарного знака, а также исчерпывающего перечня документов, необходимых для его установления, во взаимосвязи с отсутствием критериев определения выставок как официальных и официально признанных международных, приводит к избирательному или затруднительному подходу в применении пункта 3 статьи 1495 ГК РФ.

Неопределенность правового статуса выставок и отсутствие установленного законом порядка установления выставочного приоритета товарного знака фактически свидетельствует об отсутствии в российском законодательстве рабочего института временной охраны товарных знаков
на товары, экспонируемых на выставках.

Законопроект направлен в Минэкономразвития России на отзыв.

 

ТПП РФ продолжает защиту бизнеса посредством

Цифровой платформы «ЗАБИЗНЕС.РФ»

 

ТПП России продолжает работу по оказанию помощи бизнесу с целью снижения давления со стороны правоохранительных структур на площадке Платформы «ЗАБИЗНЕС.РФ», созданной по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина.

24 ноября 2020 г.  Президент ТПП РФ С.Н. Катырин большинством голосов учредителей АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» избран председателем наблюдательного совета.

На платформе зарегистрировалось 2277 предпринимателей, направлено 1407 обращения, из которых 677 жалоб платформой переданы для рассмотрения госорганами. Палатой рассмотрено 155 обращений о незаконном уголовном  преследовании и необоснованных действиях правоохранительных и контролирующих органов, повлекших финансовые, репутационные риски для бизнеса и прекращение предпринимательской деятельности.

Разработанные Палатой законодательные инициативы, направленные на либерализацию уголовного права и совершенствование уголовно-процессуального законодательства в интересах предпринимателей, представлены для обсуждения на экспертных слушаниях, организованных Платформой с участием представителей ГПУ Президента РФ, ведущих  деловых объединений, правоохранительных органов, научных кругов. В частности предложено:

— исключить уголовную ответственность за мошенничество, а также присвоение и растрату при ущербе от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб., отнеся их к административным правонарушениям (сейчас «порог» в КоАП — при ущербе ниже 2,5 тыс. руб.);

— расширить перечень оснований для отказа в возбуждении уголовных дел (сейчас это, например, отсутствие события или состава преступления, смерть подозреваемого) — включив в него деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим и возмещение ущерба (согласно УПК, они являются основанием для прекращения дела);

— не квалифицировать преступления как совершенные группой лиц, если установлена прямая вертикаль подчиненности руководителя организации и ее сотрудников и не доказан прямой умысел на совместное совершение преступления.

 

Разрабатывается новый подход к расчету минимального размера оплаты труда

 

11 ноября Государственной Думой принят в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 1027748-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

Законопроект предлагает отказаться от устаревшего подхода расчета прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине (расчет стоимости натурального набора продуктов питания, услуг) и перейти к установлению величины прожиточного минимума на очередной год, исходя из медианного среднедушевого дохода за предшествующий год. Медианный доход – это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у другой половины – ниже, определяемая на основании утвержденной Росстатом методики. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) станет рассчитываться по такому же принципу на основании медианной заработной платы.

Фактически в текущем году будут использоваться размеры медианного дохода и МРОТ за позапрошлый год, т.к. они устанавливаются федеральным законом накануне года, в котором станут применяться, на основании данных предшествующего года.

С 1 января 2021 года законопроект предлагает установить соотношение величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и величины медианного дохода в размере 44, 2% (11653 рубля), соотношение МРОТ и медианной заработной платы – 42% (12792 рубля). Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, прожиточного минимума пенсионеров – 86% и детей – 97%. Эти соотношения планируется пересматривать не реже 1 раза в 5 лет. В случае падения доходов населения и заработной платы, соотношение может быть скорректировано. Условие, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, сохраняется.

По предложению общероссийских объединений профсоюзов, чтобы не снижалось действующее соотношение прожиточного минимума на основе потребительской корзины и определяемого по новой методике, Минтруд России продолжит вести ежегодный расчет стоимости «натуральной» потребительской корзины по действующей методике. Соответствующие поправки будут внесены ко 2 чтению законопроекта.

В большинстве субъектов Российской Федерации прожиточный минимум ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, поэтому в 2021 – 2025 годах законопроектом установлен переходный период поэтапного доведения его до общероссийского показателя с помощью повышающих коэффициентов, устанавливаемых для каждого региона.

 

Налоговые льготы для работодателей целесообразно расширить

 

Государственной Думой готовится к рассмотрению в первом чтении проект федерального закона № 1043391-7 «О внесении изменений в статьи 217 и 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с законопроектом работодателям предлагается предоставить право учитывать в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения налогом на прибыль организаций расходы на оплату санаторно-курортного лечения (включая расходы на проживание и питание) работников и членов их семей в рамках договоров, заключенных непосредственно с санаторно-курортными организациями. В настоящее время это возможно только в случае приобретения санаторных путевок через туркомпании в соответствии договором о реализации туристского продукта.

Кроме того, законопроектом предусматривается освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов (не более 50000 рублей в совокупности за год на одно лицо) в виде стоимости оплаченных работодателем в пользу работников и членов их семей услуг санаторно-курортных организаций однократно в одном налоговом периоде.

Законопроект позволит учитывать в этих целях налогообложения только расходы на оплату услуг санаторно-курортных и оздоровительных организаций, являющихся самостоятельными юридическими лицами.

ТПП РФ предлагает распространить нормы законопроекта, на оплату услуг санаториев, являющихся подразделениями, входящими в состав организации – работодателя. Предложения направлены в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

 

Коротко:

9 ноября Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Федеральный закон от 09.11.2020 г. № 360-ФЗ  «О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза».

Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 03.02.2020 г.) направлен на создание региональной системы регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, в рамках которой подача одной заявки в одно из национальных патентных ведомств позволит по завершении экспертизы получить охрану на территории каждого из государств-участников Договора.

10 ноября Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу законопроект № 1052422-7 «О внесении изменений в статьи 12 и 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде».

Законопроект предоставляет по заявлению работника в Пенсионный фонд РФ возможность включения в электронном виде сведений о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 года. Таким образом, электронная форма трудовой книжки станет почти полным аналогом бумажной, что позволит упростить процедуру трудоустройства или предоставления сведений о своей трудовой деятельности.

17 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 1056890-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правовых основ осуществления регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок». Законопроектом предлагается:

1) установить правила  установки, изменения, отмены международных маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению международных регулярных перевозок;

2) дополнить реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок остановочными пунктами, которые используются при международных маршрутах регулярных перевозок;

3) установить нового документа – карта международного маршрута регулярных перевозок, в которой будут содержаться сведения о маршруте регулярных перевозок.

23 ноября расширен перечень видов деятельности, в отношении которых законами субъектов РФ может вводиться патентная система налогообложения (Федеральный закон от 23.11.2020 №373-ФЗ).

Принятым Законом установлен примерный перечень видов деятельности для применения ПСН и определены те виды деятельности, в отношении которых ПСН применять запрещено. В числе важных поправок – увеличение с 50 до 150 кв. метров площади торгового зала при осуществлении розничной торговли. При превышении данных ограничений применять ПСН будет нельзя.

Законом исключены положения, предусматривающие ограничение размеров потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности (сейчас максимальный размер не может превышать 1 млн. рублей с учетом его возможного увеличения в отдельных случаях).

23 ноября 2020 г. в Госдуму внесен проект федерального закона         «О внесении изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об уточнении перечня оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении).

Законопроект направлен на обеспечение освобождения лиц от административной ответственности за несоблюдение обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые вступили в силу до 1 января 2020 года и должны быть отменены в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».

24 ноября в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 1061159-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении административной ответственности за отдельные правонарушения в области связи и информации)».

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ нормами, устанавливающими ответственность за:

— нарушение требований законодательства по установке технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования, технических средств контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи требований законодательства, предусматривающего ограничение доступа к информации;

— нарушение требований законодательства о функционировании точек обмена трафиком и др.