Выступление на ОГС Заместителя генерального директора ЦРПТ

 

Пресс-релиз.
В ходе Общего годового собрания Московской Международной Бизнес Ассоциации состоялось выступление Заместителя генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Юсупова Реваза Александровича, который подробно освятил историю создания и перспективы развития национальной системы сплошной цифровой маркировки и прослеживаемости товаров.
В декабре 2017 года Президент РФ одобрил предложение Правительства РФ создать к 2024 году национальную систему сплошной цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. С учетом реализованного уже перехода всех контрольно-кассовых аппаратов в розничной торговле в режим онлайн это позволит впервые в мире создать всеобщую систему контроля за движением каждой товарной единицы 24 часа в сутки на всей территории страны ( за исключением труднодоступных регионов, где отсутствует мобильная связь и интернет).
Распоряжением Правительства РФ №791-р от 28.04.18 г. утвержден перечень из 10 товарных групп, которые с 2019 года подлежат обязательной маркировке: табак, духи, обувь, шины/покрышки, фотокамеры/фотовспышки, одежда кожаная, верхняя одежда мужская и женская, женский трикотаж, постельное и столовое белье. Сроки введения обязательной маркировки: по табачной продукции – 1.03.19 г., по обуви – 1.07.19 г., для остальных категорий 1.12.19 г.
Проект реализуется в формате ГЧП на базе единого оператора – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), владельцами которого являются Ростех (25%), USM холдинг (50%) и Элвис-Плюс групп (25%). Оператор в течение 15 лет вложит более 200 млрд рублей в создание и развитие системы «Честный знак», в частности, за свой счет предоставит всем российским производителям регистраторы эмиссии (устройства для получения кодов маркировки), а медицинским учреждениям – регистраторы выбытия (устройства контроля продажи товара). По оценке, окупаемость инвестиций наступит не ранее 7 лет за счет стоимости услуг маркировки и прослеживаемости. В частности, в настоящее время стоимость такой услуги за единицу товара оценивается в 50 копеек. При этом лекарства, например, стоимость которых менее 20 рублей, будут маркироваться бесплатно.
ЦРПТ считает, что действующие уже системы: ЕГАИС – для алкогольной продукции и ГИСМ – для меховых изделий доказали важность и полезность цифровой маркировки. В настоящее время в пилотном режиме осуществляются следующие проекты:
— Табачные изделия. Обязательная маркировка начнется с 1.03.19 года.
— Лекарства. Обязательная маркировка не ранее 1.01.20 года.
— Обувь. С ноября 2018 года начнется массовое подключение производителей. По итогам будет готовиться расширение на всю продукцию легкой промышленности.
— Молоко. Минпромторг создал проектно-экспертную группу и формирует методические рекомендации для проведения эксперимента, в т.ч. по интеграции с ГИС «Меркурий».
— Пиво. ЦРПТ договорился с ассоциациями ОУПР и НСПП о запуске серии экспериментов на площадке Московской пивоваренной компании.
Готовятся также проекты по древесине и ювелирным изделиям.
Необходимое условие реализации проекта «Честный знак» — создание Национального каталога товаров. Сегодня в нем состоят 130 производителей, 6,8 тысяч поставщиков и 220 тысяч товаров. В перспективе он должен включать всю совокупность производимой продукции. Считается, что на его основе будет создана единая модель функционирования для ЕАЭС.
Координатором системы является Минпромторг, отраслевые ФОИВы участвуют в подготовке НПА и предложений по новым товарным группам. Нормативно-правовое регулирование маркировки поручено Минфину, а контроль за функционированием информационной системы и деятельностью оператора (ЦРПТ) возложен на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Опыт введения действующих сегодня систем (ЕГАИС, Платон, Меркурий, ГИСМ) говорит о том, что большинство предпринимателей оттягивали до последнего момента совершение необходимых действий, надеясь либо на перенос, либо на отмену принятых правительством решений. Это создавало дополнительные трудности при массовом внедрении и так не всегда совершенных систем.
Московская Международная Бизнес Ассоциация призывает бизнес активно присоединиться к данному проекту, учитывая, что конечные результаты по внедрению национальной системы сплошной цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, а именно: снижение стоимость товаров на 10%, переход на ЭДО, работа по принципу just in time, экономия на логистике в 20%, сокращение ошибок персонала, снятие излишних регуляторных, административных барьеров и повышение прозрачности рынков, — окажутся для бизнеса весьма выгодными.