Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества № 148 январь-февраль 2018 года

Аналитическая записка
о состоянии и проблемах законотворчества

№ 148 январь-февраль 2018 года

Утверждён План законопроектной деятельности ТПП России на 2018 год

14 февраля Президентом Палаты С.Н. Катыриным утверждён План законопроектной деятельности ТПП РФ на 2018 год. План включает 78 пунктов и состоит из 3 разделов:
— законотворческие инициативы ТПП РФ (14 законопроектов);
— приоритетные законопроекты, разрабатываемые Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, по которым Палата планирует готовить поправки, экспертные заключения (23 позиции);
— приоритетные законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе, сопровождение которых осуществляет ТПП РФ (41 позиция).
План размещён на официальном сайте Палаты в сети «Интернет» (https://tpprf.ru/ru/interaction/legislative/228761/).

Законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» принят Государственной Думой в первом чтении

21 февраля Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Законопроектом определяются правовые и организационные основы системы государственного и муниципального контроля в России, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общие принципы защиты прав граждан и организаций при его проведении. Законопроект направлен на повышение результативности и эффективности сферы государственного и муниципального контроля, снижение избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций.
ТПП РФ принимает активное участие в обсуждении положений данного законопроекта как на совещаниях в Государственной Думе, так и в Совете Федерации. Представители Палаты вошли в рабочие группы по доработке законопроекта.
При этом сохраняется замечание Палаты, касающееся недопустимости закрепления в законопроекте открытого перечня оснований для внеплановой проверки.
В марте 2018 года комплексные поправки Палаты, сформированные по итогам обобщения предложений бизнеса, будут направлены в Государственную Думу в рамках второго чтения.

Неналоговые платежи: отдельный закон или глава в Налоговом кодексе?

Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым в конце декабря было дано поручение Минфину России и Минэкономразвития России в срок до 28 февраля 2018 года представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ.
15 января т.г. по данному вопросу состоялось рабочее совещание Министра экономического развития РФ М.С. Орешкина с участием Президента ТПП РФ С.Н. Катырина и руководителями других бизнес-объединений.
Президентом Палаты было отмечено, что предпринимательское сообщество неоднозначно относится к инициативе включения неналоговых платежей в НК РФ, поскольку в таком случае все превентивные и «карательные» меры, предусмотренные Кодексом (например, приостановление операций по счетам, штрафы, пени и пр.), будут применяться к субъектам предпринимательства, уплачивающим неналоговые платежи. Палата предложила сосредоточиться на доработке в сжатые сроки законопроекта «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и подготовила соответствующее обращение на Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева.
Кроме того, 6 февраля т.г. Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров принял участие в совещании по неналоговым платежам в Совете Федерации, на котором также поднимался вопрос о целесообразности включения таких платежей в Налоговый кодекс РФ. Большинство участников мероприятия поддержали концепцию отдельного законопроекта об обязательных неналоговых платежах.
Следует отметить, что законопроект был существенно доработан Минфином России. Так, например, перечень федеральных платежей планируется сделать приложением к закону, исключено положение, что платежи могут также устанавливаться актами Правительства РФ и по решению руководителей регионов, в законопроект введены нормы, предоставляющие возможность досудебного урегулирования споров, и др.
Минфин России совместно с Минэкономразвития России планирует направить в Правительство РФ доклад в поддержку разработки отдельного закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Закон о медиации будет совершенствоваться

ТПП России в феврале направила в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству замечания и предложения к первому чтению проекта федерального закона № 323209-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования медиативной практики».
Законопроект направлен на развитие института медиации в России и в целом ТПП России поддерживается. При этом у ТПП РФ имеется ряд замечаний к предлагаемым законопроектом изменениям Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Так, установление обязательного требования к медиатору — отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах (пункт 6 части 2 статьи 15 Закона о медиации в редакции законопроекта), по мнению Палаты, нецелесообразно, поскольку такое требование не соответствует правовой природе отношений между медиатором, сторонами спора и организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. ТПП РФ считает, что требования профессиональных стандартов могут учитываться в ходе профессиональной подготовки медиаторов.
Предложение об обязательности членства медиаторов в саморегулируемой организации для участия в процедурах медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда (пункт 8 части 2 статьи 15 Закона о медиации в редакции законопроекта), Палата считает неприемлемым.
Учитывая предлагаемые законопроектом требования к профессиональной подготовке и квалификации медиаторов, их обязательное членство в СРО представляется излишним, и не будет способствовать развитию института медиации. Кроме того, отдельные функции СРО, по сути, выполняют организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Например, в системе ТПП РФ работают более 60 коллегий медиаторов, утвердивших регламентные документы, которые определяют требования и порядок работы медиаторов.
С учетом отсутствия необходимости обязательного членства медиаторов в СРО Палатой предлагается сохранить пункт 2 статьи 16 Закона о медиации, которым предусмотрено право организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, создавать объединения в целях координации своей деятельности.
Также дополнительное условие для юридических лиц по добровольному участию в СРО, установленное законопроектом применительно к пункту 2 части 11 статьи 18 Закона о медиации, о необходимости заключения между медиатором и организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, трудового или гражданско-правового договора, Палатой предлагается исключить.
В целом законопроект ТПП РФ поддержан при условии учёта представленных замечаний и предложений.

Необходимо взвешенно подходить к регулированию отношений между торговыми сетями и поставщиками продовольствия

16 января в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Законопроектом предлагается установить запрет на заключение между поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями договора, содержащего условие о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока.
Палата провела обсуждение данного законопроекта с представителями поставщиков продовольственных товаров и торговых сетей на площадке Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. Бизнес высказался против предлагаемых законопроектом новелл.
Авторами законопроекта не учитывается, что в настоящее время наряду с поставщиками, не испытывающими потребности в возврате товаров, имеется значительная группа поставщиков, которая заинтересована в возврате, как для лучшего продвижения товаров, так и в силу обладания технологиями переработки пищевой продукции, возможностями реализации переработанной продукции или технологиями утилизации. Законодательный запрет возврата создаст для такой категории поставщиков неоправданные экономические затруднения в ведении хозяйственной деятельности.
Немаловажным и требующим дополнительного изучения является вопрос ценообразования на продовольственные товары. В этой связи необходимо понимать, каким образом предприятия торговли будут возмещать понесенные затраты на утилизацию или переработку товаров потерявших товарный вид или с истекшим сроком годности. Вероятнее всего эти затраты торговые сети «переложат» на конечного потребителя, т.е. цена на продовольственные товары вырастет. Повышение цен повлияет на экономическую доступность продовольствия, что, в свою очередь, негативно отразится на продовольственной безопасности страны.
Кроме того, запрет на заключение договора, содержащего условие о возврате продовольственных товаров, нарушает один из основных принципов гражданского законодательства – свободу договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ТПП РФ, основываясь на причинах экономического и формально-правового характера, не поддерживает предлагаемые законопроектом изменения.

Палатой подготовлены поправки к законопроекту о публичных сервитутах

В ответственный комитет Государственной Думы направлены инициированные Палатой поправки к проекту федерального закона № 187920-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов».
Законопроект предлагает в целях устранения препятствий и сокращения сроков оформления прав на земельные участки необходимые для размещения и эксплуатации линейных объектов (линии электропередач, водопроводов, газопроводов и т.п.) использовать модернизированный публичный сервитут, устанавливаемый в одностороннем порядке на основании административного решения органа государственной власти или местного самоуправления на всем протяжении линейного объекта.
В соответствии с редакцией законопроекта, принятого в первом чтении, при установлении публичного сервитута могут существенно ущемляться права частных собственников земельных участков. Так, собственник участка не имеет возможности оспорить в судебном порядке решение об установлении публичного сервитута, а также обсуждать и корректировать условия соглашения о публичном сервитуте, направленного ему компанией, в интересах которой он устанавливается.
В целях корректировки редакции законопроекта ко 2 чтению инициированные Палатой поправки предусматривают: уточнение определения понятия «публичный сервитут»; устранение противоречий с Градостроительным кодексом РФ; исключение установления публичного сервитута в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, что соответствует позиции, изложенной в пояснительной записке к законопроекту; увеличение с 14 до 30 дней срока, в течение которого правообладатели земельных участков, в отношении которых подано заявление об установлении публичного сервитута, вправе направить заявление об учете их прав на земельные участки в Едином государственном реестре недвижимости; возможность обращения правообладателя земельного участка в суд, когда установление публичного сервитута препятствует использованию земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости; исключение нормы, сокращающей до 3 месяцев срок обжалования в суд решения об изъятии земельного участка, как не относящейся к предмету регулирования законопроекта, и другие вопросы.

Банк России будет наделён полномочиями в сфере регулирования аудиторской деятельности

В феврале ТПП России направила в Государственную Думу поправки ко второму чтению проекта федерального закона № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)», которые подготовлены совместно с Комитетом ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям.
Поправками к законопроекту от Палаты, в частности, предлагается организовать Совет по аудиторской деятельности при Банке России в качестве совещательно-консультационного органа и определить функции и структуру совета, а также корректируются сроки вступления закона в силу.
Законопроектом, среди прочего, уточняется круг организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту. В отношении субъектов МСП обязательный аудит предлагается проводить в зависимости от объема выручки от продажи продукции либо оказания услуг — от 800 млн. рублей, активов бухгалтерского баланса — от 400 млн. рублей, а также ввести критерий среднесписочной численности работников (100 человек). При этом законопроектом оговаривается условие соответствия не менее двум показателям в течение двух лет, предшествующих отчетному году.

Палата поддержала законопроект о совершенствовании медиативной практики в трудовых спорах

Торгово-промышленной палатой Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 323191-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях совершенствования медиативной практики» (далее — законопроект), внесенный группой депутатов Государственной Думы.
Законопроект направлен на реализацию частей 2 и 5 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», предусматривающих возможность применения процедуры медиации к спорам, возникающим из трудовых правоотношений. Для этого предлагается приостанавливать течение срока для обращения в органы по рассмотрению индивидуального трудового спора (комиссию по трудовым спорам, суд) с момента заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации до момента прекращения процедуры медиации.
ТПП РФ считает целесообразным внесение предусмотренных законопроектом изменений и отмечает, что в последние годы формируется положительная практика применения процедуры медиации в трудовых спорах.
Одним из преимуществ медиации является конфиденциальность, гарантирующая исключение каких-либо репутационных рисков для спорящих сторон. При этом медиация носит исключительно добровольный характер и стороны могут выйти из процедуры на любой стадии.
Другим важным аргументом при обращении к этой процедуре является возможность выбора квалифицированного независимого медиатора, который не выносит решение по спору, а совместно со сторонами находит взаимовыгодный, законный вариант урегулирования существующих разногласий и оформляет результат юридически значимым документом (медиативным соглашением).
На практике срок проводимых процедур медиации по трудовым спорам не превышает одного месяца, что также можно отнести к преимуществам по сравнению с судебной процедурой рассмотрения трудовых споров, которая может занимать несколько месяцев.
По мнению ТПП РФ, принятие законопроекта позволит шире применять процедуру медиации в трудовых спорах и в перспективе сократить число конфликтов в данной сфере. В ответственный комитет Государственной Думы направлено положительное заключение ТПП РФ и замечания юридико-технического характера к законопроекту.

В феврале Палата провела ряд важных мероприятий, направленных на защиту интересов бизнеса в сфере интеллектуальной собственности

2 февраля т.г. состоялась встреча Вице-президента ТПП РФ Вадима Чубарова и заместителя Генерального Директора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Джона Сэндеджа, в ходе которой обсуждались вопросы обеспечения охраны интеллектуальной собственности за рубежом, развитие процедуры медиации в сфере урегулирования споров в отношении объектов интеллектуальной собственности и доменных имен.
На встрече присутствовала заместитель руководителя Роспатента Любовь Кирий, Председатель Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Иван Близнец, Директор Департамента стран с переходной и развитой экономикой ВОИС Михал Швантнер, заместитель Руководителя представительства ВОИС в Российской Федерации Заурбек Албегонов, представители Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, деловых советов ТПП РФ, широкий круг представителей бизнес-объединений и многих других.
Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров подчеркнул, что при выводе продукции на международный рынок бизнес сообщество должно учитывать территориальный принцип охраны прав интеллектуальной собственности. «Перешагнуть» его позволяют глобальные системы регистрации объектов интеллектуальной собственности, администрируемые ВОИС. Их использование предоставляет заявителям возможность получить охрану результатов интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации товаров и услуг во многих государствах мира. Это открывает дверь вывода на международный рынок новых технологий и товаров, произведенных с использованием объектов интеллектуальной собственности.
К числу систем, доступных для Российских заявителей, относятся РСТ (международная патентная система), Мадридская система международной регистрации товарных знаков, Гаагская система международной регистрации промышленных образцов.
Г-н Сэндедж отметил значительный разрыв между количеством изобретений, патентуемых за рубежом и в России, призвал российских заявителей активнее использовать возможности системы PCT, а также других международных систем регистрации объектов интеллектуальной собственности, администрируемых ВОИС. Присутствующие обсудили перспективы развития сотрудничества между Центром ВОИС по арбитражу и посредничеству и медиативными структурами, созданными на площадке ТПП РФ, в целях развития процедуры медиации в сфере урегулирования споров в отношении объектов интеллектуальной собственности и доменных имен.
Кроме того, 21 февраля в ТПП РФ состоялось второе заседание Организационного комитета XI Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век».
В ходе Форума на площадке ТПП РФ пройдут 11 конференций и круглых столов, еще 5 мероприятий состоятся на других площадках. Мероприятий охватят следующую тематику: инновации, трансфер технологий, проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности; использование глобальных и региональных систем регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности, разрешение споров в сфере защиты интеллектуальных прав, применение института медиации.
Ключевым мероприятием Форума станет пленарное заседание, которое запланировано на 26 апреля т.г. в Международный день интеллектуальной собственности в Конгресс-центре ТПП РФ (14.00). По итогам проведения мероприятий Форума будет составлена Резолюция Форума, которая будет роздана участникам и направлена в адрес заинтересованных министерств, ведомств и организаций.
С подробной информацией о мероприятиях Форума можно ознакомиться на его сайте: https://ifip.tpprf.ru/.

Верховный Суд РФ предлагает модернизировать процессуальное законодательство

07 февраля Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 383208-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ вносится ряд изменений общего характера, призванных модернизировать сходные процессуальные институты и правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Кроме того, законопроект содержит изменения отдельных положений названных Кодексов об особенностях рассмотрения некоторых категорий дел, а также вносит изменения корреспондирующего характера в некоторые федеральные законы.
Предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование (аналогичное требование к представителям уже содержится в настоящее время в КАС РФ).
Предусматривается увеличение цены исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, — до пятисот тысяч рублей в судах общей юрисдикции и до одного миллиона рублей в арбитражных судах.
Законопроектом предлагается расширить перечень дел, по которым суд может не составлять мотивированное решение по рассмотренному им делу.
Кроме того, вносятся корреспондирующие изменения в ряд федеральных законов, направленных на реализацию предлагаемых законопроектом положений.
ТПП РФ законопроект в представленной редакции не поддерживает, в связи с чем руководством палаты в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству направлено заключение с замечаниями концептуального характера.
Так, предложено не соглашаться с новой редакцией статью 232.2 ГПК РФ, которой предусматривается возможность рассмотрения в гражданском процессе в порядке упрощенного производства исков, цена которых не превышает пятисот тысяч рублей.
Палата полагает, что увеличение пороговой суммы исковых требований приведет к значительному росту количества рассматриваемых в рамках приказного либо упрощенного производства дел, а полноценное правосудие станет доступным лишь лицам, спорящим о существенных суммах денег.
Не поддержано предложение о внесении изменений в ст. 49 ГПК РФ и в ст. 59 АПК РФ о том, что представителями в суде могут быть адвокаты и иные, оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование (подобное положение существует в действующей редакции ст. 55 КАС РФ).
ТПП считает, что установление в законе ограничений права лица выбирать себе представителя (в частности, только из числа лиц с высшим юридическим образованием) усложнит или сделает невозможным получение им судебной защиты.
Нецелесообразным палата считает предложение авторов законопроекта о дополнении ст. 54.1 ГПК РФ, ст. 63.1 АПК РФ и ст. 58.1 КАС РФ положениями об участии в деле поверенных.
В соответствии с действующими нормами все полномочия поверенного может осуществлять представитель. Предлагаемый законопроектом порядок участия поверенного — только с представителем и на основании выданной доверенности, лишает смысла его участия в процессе.
Не поддерживается и предложение о внесении изменений в ст.132 ГПК РФ, в соответствии с которым в гражданском процессе, по аналогии с арбитражным процессом, лицу, обращающемуся в суд, придется самостоятельно направлять или вручить другим лицам, участвующим в деле, копии отсутствующих у них документов. В настоящее время обязанность направлять указанные документы в гражданском процессе возложена на суд.
По мнению Палаты, данное предложение для гражданского процесса является неприемлемым, так как усложняет процессуальный порядок обращения в суд, а направление документов судом способствовало бы большей гарантированности того, что они будут получены другими лицами, участвующими в деле.
Авторами законопроекта статью 199 ГПК РФ предлагается изложить в новой редакции, в соответствии с положениями которой все суды, по общему правилу, не будут обязаны составлять мотивированное решение. Палата полагает, что такой подход может способствовать вынесению судьями необоснованных решений без объяснения причин их принятия, а также снижению уважительного отношения к суду. Кроме того, подобные решения утрачивают свойство преюдициальности.
Также ТПП РФ возражает против исключения из ГПК РФ статьи 32 (договорная подсудность), поскольку внесение указанных изменений необоснованно ограничит права заинтересованных лиц, вытекающие из принципа диспозитивности, и приведет к снижению комфортности для спорящих сторон, лишая их возможности по обоюдному соглашению выбрать удобную территориальную подсудность.

В Государственной Думе поддержана концепция законопроекта, предложенная ТПП РФ

13 февраля на заседании Координационного совета по законотворческой деятельности фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе рассматривался проект федерального закона «О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», разработанный ТПП России.
Законопроектом предлагается переложить обязанность по предоставлению в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности информации о лицензиях с юридического лица на соответствующие лицензирующие органы.
Принятие законопроекта позволит снизить нагрузку на бизнес, связанную с предоставлением избыточной информации реестр, а также обеспечить достоверность сведений о деятельности юридических лиц, содержащихся в реестре. Указанный проект был в целом поддержан членами Совета.

Расширение объектов ГЧП как стимул для привлечения инвестиций

ТПП РФ направлен на отзыв в Минэкономразвития и профильный комитет Госдумы инициативный проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально — частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект предусматривает расширение перечня объектов государственно-частного партнерства и концессионного соглашения. В данный перечень предлагается включить объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; наемные дома социального использования; имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции, производственные объекты уголовно-исполнительной системы.
Законопроект также дополняет Федеральный закон новой главой 6.1., содержащей нормы, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением соглашений о государственно — частном партнерстве в отношении таких объектов, а также вносит изменение в Федеральный закон «О теплоснабжении» и в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» в части установления возможности предоставления таких объектов в форме государственно-частного партнерства.
Данная новация будет способствовать привлечению инвестиций в отрасль ЖКХ на принципах государственно-частного партнерства и устранит ограничивающий фактор в процессе реализации проектов, направленных на развитие и модернизацию объектов ЖКХ.

Палата предлагает урегулировать доступ к закупкам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства

ТПП РФ подготовлены в рамках второго чтения поправки к проекту федерального закона № 301875-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Законопроект предусматривает установление исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки от участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Основная цель законопроекта заключается в исключении возможности произвольного установления заказчиками требований к составу и содержанию заявок участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Поправки, инициированные ТПП РФ, направлены на доработку предусмотренного законопроектом перечня, в частности, дополнение вышеуказанного перечня документов уведомлением о применении упрощенной системы налогообложения, а также исключение избыточных требований, таких как предоставление идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица.

Коротко:
09 января вступил в действие принятый 29.12.2017 г. Федеральный закон № 469-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Законом установлена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа. Уголовный кодекс РФ дополнен статьями 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» и 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».
19 января Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу законопроект № 367470-7 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части уточнения правил распределения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости».
В законопроекте возможность отнесения судебных расходов на ответчика жестко связана с допущенной ошибкой при определении кадастровой стоимости, что также не соответствует позиции, сформулированной КС РФ. Истцу каждый раз придется доказывать, что ошибка имела место, что потребует проведения дополнительных экспертиз, расходов и уменьшает возможность отнесения судебных расходов на ответчика. Палата в заключении, направленном в ответственный комитет Государственной Думы, указала на необходимость доработки законопроекта.
24 января в Государственную Думу внесён правительственный законопроект № 371833-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», которым расширяются возможности субъектов МСП по привлечению доступного финансирования. В частности, система предоставления поручительств или независимых гарантий по обязательствам субъектов МСП будет расширена за счёт предоставления АО «Корпорация МСП» права докапитализировать региональные гарантийные организации.
Микрофинансовые организации предпринимательского финансирования смогут предоставлять микрозайм для заёмщиков — юридических лиц и ИП до 5 млн. рублей (в настоящий момент — до 3 млн.рублей). Это позволит сформировать непрерывную линейку их льготного финансирования, повысить эффективность и прозрачность деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП. ТПП России поддерживает концепцию законопроекта.
29 января Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров принял участие в церемонии торжественного подписания Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы.
Мероприятие прошло в Екатерининском зале Кремля при участии Президента Российской Федерации В.В. Путина. В своем выступлении перед членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Президент отметил, что Генеральное соглашение устанавливает ключевые принципы социально-трудовых отношений на ближайшие 3 года и прямо затрагивает интересы более чем 70 миллионов человек, занятых в различных секторах экономики. В качестве необходимого условия повышения конкурентоспособности экономики он указал достойные условия труда и повышение его производительности, применение современных технологий и развитие человеческого капитала.
06 февраля в Государственную Думу внесен правительственный законопроект № 381792-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса)». Законопроект направлен на решение следующих основных задач: введение бессрочного преимущественного права выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества; распространение указанного права на федеральное имущество; создание возможности для вовлечения земельных участков в механизм оказания имущественной поддержки субъектам МСП.
19 февраля Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 17-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
С 19 августа 2018 года в Единый реестр проверок будет вноситься информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
19 февраля принят Федеральный закон № 35-ФЗ «О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации гарантии освобождения от уголовной ответственности в рамках «амнистии капитала» распространяются на деяния (нарушение правил репатриации, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых платежей, таможенных платежей, сокрытие денежных средств и имущества, учитываемых для целей налогообложения), совершенные до 1 января 2018 года.
19 февраля с участием представителей ТПП РФ состоялось заседание рабочей группы при Минэкономразвития РФ по доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрабатываемого Минэкономразвития РФ.
Законопроект предполагает масштабные изменения в законодательстве о саморегулировании, целью которых является максимально возможное «перенесение» норм из специальных законов в «общий». Законопроектом ужесточается административная ответственность за нарушение законодательства о саморегулировании. Однако, по мнению большинства представителей объединений предпринимателей, ввиду разного характера деятельности (арбитражного управляющего и строителя, например) это приведет к существенным затруднениям в правоприменении.
Кроме того, недостаточно четко урегулирован вопрос ответственности за действия отдельных членов СРО, существует риск коллективной ответственности. В итоге стороны обсуждения пришли к выводу о том, что законопроект нуждается в существенной доработке.
Палатой планируется сопровождать законопроект на заседаниях рабочей группы и на площадке Государственной Думы.