Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества МАРТ 2020 года

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

 

март 2020 года

 

 

Государственная Дума приняла «Инвестиционный кодекс».

Поправки ТПП РФ учтены

 

19 марта Государственная Дума единогласно приняла Закон
«О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», который направлен на формирование основ законодательства Российской Федерации об инвестиционной деятельности и ее развитии.

После первого чтения Закон подвергся существенному изменению (был уточнен предмет регулирования, переработан понятийный аппарат, введены новые стабилизационные условий для инвесторов и т.п.). В целом принятый Закон носит положительный характер для бизнеса.

Ключевые новеллы Закона следующие:

— установлен один инвестиционный режим для всех инвесторов
(в первоначальной редакции закона предусматривалось установление двух инвестрежимов – общего и проектного, которые различались между собой как по размерам вложений, так и по количеству льгот);

— предусмотрено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальной власти по вопросам установления порядка реализации инвестиционных проектов (в зависимости от того, какое публично-правовое образование вступает в правоотношение с инвестором);

— предусмотрено создание публичной государственной информационной системы «Капиталовложения» в сети интернет, в которой будут отражаться сведения об инвесторе, инвестиционных проектах, мерах государственной (муниципальной) поддержки, публичных декларациях о реализации инвестиционных проектов и т.п. Через личный кабинет данной системы инвесторы будут также взаимодействовать с публично-правовым образованием по вопросам реализации инвестпроектов;

— участие в инвестпроектах будет осуществляться на основании частной или публичной инициативы. Частная инициатива предполагает направление инвестором самостоятельно в уполномоченный орган предложения о реализации им инвестиционного проекта, публичная инициатива предполагает публикацию уполномоченным органом в сети интернет сведений о планируемых инвестиционных проектах (победитель-инвестор будет определяться на конкурсной основе);

— предусмотрено установление долгосрочных стабилизационных условий, предполагающих неприменение ухудшающего регулирования для инвесторов сроком от 6 до 20 лет (срок зависит от объема капиталовложений инвестора). Применение стабилизационной оговорки может однократно продлеваться на срок до 6 лет по заявлению инвестора;

— предусмотрено установление мер государственной поддержки в виде возмещения затрат инвестору за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, понесенных для строительства или реконструкции объектов сопутствующей инфраструктуры, необходимой для реализации инвестпроекта. В случаях, установленных Правительством РФ, инвестору могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки в целях обеспечения минимальной доходности инвестиционного проекта;

— предусмотрена возможность возмещения инвестору убытков
(в отдельных случаях);

—  предусмотрена возможность рассмотрения спора, связанного
с инвестпроектом, между инвестором и публично-правовым образованием
в третейском арбитраже.

Палата активно участвовала в доработке Закона, направила свои предложения в Правительство РФ и инициировала 17 поправок, часть которых по существу были учтены Правительством РФ и Госдумой при принятии Закона. В частности:

— исключено положение о минимальных дополнительных расходах инвестора (100 млн. руб.) для возникновения у него права на возмещение реального ущерба;

— предусмотрены положения, предполагающие неприменение ухудшающего регулирования для инвестора;

— увеличен срок неприменения ухудшающего регулирования для инвестора (предусмотрены долгосрочные стабилизационные условия сроком от 6 до 20 лет);

— предусмотрена возможность возмещения инвестору убытков
в отдельных случаях;

—    снижен порог вложений (с 1.5 млрд. руб. до 500 млн. руб.) для применения инвестором стабилизационных условий в проектах, реализуемых в сфере цифровой экономики, экологии и сельского хозяйства.

В настоящее время Закон находится на рассмотрении в Совете Федерации.  Новость о принятом Законе размещена на сайте Палаты.

 

 

Закон ТПП РФ о страховании договорной ответственности

перевозчиков и экспедиторов вступил в силу

 

18 марта Федеральный закон от 18.03.2020 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и статью
3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» разработанный ТПП РФ и внесенный депутатом Т.О. Алексеевой, подписан Президентом РФ, официально опубликован и вступил в силу.

Ранее Закон единогласно был поддержан во всех чтениях всеми депутатами Госдумы, Советом Федерации, профильным Комитетом Госдумы, получил положительные отзывы Правительства РФ, Государственно-правового управления Президента РФ и Правового управления Госдумы.

Закон направлен на закрепление права автоперевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Принятие Закона значительно расширит перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (ответственность за просрочку доставки груза, ответственность за неподачу транспортного средства и т.п.). Такое страхование также является одним из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза.

Закон позволит защитить автоперевозчиков и экспедиторов не только от претензий владельцев груза (в случае его утраты/повреждения), но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки (например, в случае нарушения срока доставки и подачи транспортного средства).

 

Палата обратилась с предложениями о совершенствовании  функционала Цифровой платформы по работе с обращениями предпринимателей «ЗАБИЗНЕС.РФ»

 

Во исполнение послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 20.02.2020 г. № Пр – 294 для защиты бизнес-сообщества от необоснованного уголовного преследования с 19 ноября 2019 года функционирует Цифровая платформа по работе с обращениями предпринимателей «ЗАБИЗНЕС.РФ».

Предприниматели посредством Цифровой платформы имеют возможность направить обращения в ФСБ России, МВД России, Следственный комитет Российской Федерации, следователями которых производится предварительное следствие в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а также в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, являющуюся органом, осуществляющим надзор за деятельностью органов предварительного следствия.

В ТПП РФ поступило более 130  обращений из различных регионов Российской Федерации (наибольшее количество обращений поступило от предпринимателей г. Москвы и Московской области (40), г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (11).

Обращения рассмотрены ТПП РФ, предпринимателям оказана правовая помощь в урегулировании спорных ситуаций.

Вместе с тем, согласно УПК РФ, в отношении предпринимателей осуществляется уголовное преследование не только в ходе предварительного следствия, но и при производстве дознания должностными лицами МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной таможенной службы России, Федеральной службы судебных приставов России, Федеральной противопожарной службы России.

Отсутствие у предпринимателей возможности направлять на Цифровую платформу «ЗАБИЗНЕС.РФ» обращения о нарушениях, допущенных в отношении них при производстве дознания, лишает их дополнительного ресурса решения имеющейся проблемы и защиты законных интересов.

В целях предоставления возможности бизнесу реализовать законные права и интересы Президентом ТПП РФ С.Н. Катыриным АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» предложено включить ФТС России, ФССП России и Федеральную противопожарную службу РФ в перечень органов, уполномоченных рассматривать обращения предпринимателей, поступающие на Цифровую платформу.

 

ТПП РФ предложено расширить возможности зачисления денежных средств на счет в зарубежном банке

 

ТПП РФ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесены поправки к проекту федерального закона № 859705-7 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», который разработан Правительством РФ и направлен на снижение затрат российских экспортеров услуг при осуществлении ими внешнеторговой деятельности.

Предлагаемые законопроектом нормы расширяют перечень случаев, когда резидентам предоставляется право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации. Таким случаем будет зачет встречных требований по обязательствам, вытекающим из внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусматривается оказание нерезидентам услуг, включенных в перечень услуг, утверждаемый Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.

Для малого и среднего бизнеса, осуществляющего свою деятельность за рубежом, предоставляемая возможность зачета встречных требований безусловно сократит  финансовые издержки.

Палата поправками к законопроекту предлагает расширить возможности зачисления денежных средств на счет в зарубежном банке по основаниям, которые вытекают из деятельности заграничных подразделений российских юридических лиц.

В этой связи часть 5 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающую порядок зачисления средств на счета резидентов, предлагается дополнить новой нормой, устанавливающей, что на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, находящимся за пределами территории Российской Федерации филиалам, представительствам, иным подразделениям юридических лиц – резидентов, могут быть зачислены без ограничений денежные средства по основаниям, связанным с ведением деятельности такими филиалами, представительствами, иными подразделениями.

Необходимость внесения данной поправки вызвана и тем, что поступления от такой деятельности в настоящее время должны зачисляться на счёт в уполномоченном банке, что создаёт подразделениям российских организаций избыточные препятствия в ведении деятельности за границей.

При этом, в качестве ограничительного условия поправками предлагается предусмотреть, что данная преференция применяется при условии, что банк, на счет которого, зачисляются денежные средства, расположен на территории государства – члена ЕАЭС или на территории государства, которое осуществляет автоматический обмен финансовой информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года либо иным международным договором, заключенным с Российской Федерацией.

Корреспондирующие изменения предлагается внести и в часть 2 статьи 19 ФЗ «О валютном регулировании», дополнив её новым пунктом 14 и установив, что резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случае зачислении денежных средств на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, открытым, филиалам, представительствам, иным подразделениям юридических лиц – резидентов, находящимся за пределами территории Российской Федерации, в связи с ведением такими филиалами, представительствами, иными подразделениями внешнеторговой деятельности, а также при возврате этим филиалам, представительствам, иным подразделениям займов, предоставленным нерезидентам.

Предлагаемые изменения позволят значительно сократить административную нагрузку на российские экспортные компании, снизить их накладные расходы, связанные с проведением валютных операций по внешнеторговым сделкам.

 

ТПП РФ предложено дифференцировать административную ответственность за нарушение валютного законодательства

 

ТПП РФ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесены поправки к проекту федерального закона № 871829-7 «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», принятому в первом чтении 13 февраля 2020 года.

Законопроектом предлагается дополнить статью 15.25 КоАП РФ новой частью 5.2, устанавливающей административную ответственность за неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности по обеспечению зачисления на счета в уполномоченных банках денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта), договора займа с нерезидентом по проведенным валютным операциям, если сумма указанных денежных средств превышает 100 млн. рублей.

Вместе с тем, взимание конфискационных штрафов не является необходимым с учётом действительного уровня угрозы охраняемым законом интересам от наказуемых нарушений, поскольку само по себе нарушение порядка проведения расчётов не означает, что направленность расчётов была противоправной. Кроме того, в ряде случаев взимание такого штрафа несоразмерно степени общественной опасности нарушения. Так, например, филиалы российских юридических лиц за рубежом, допустившие зачисление средств на счета за рубежом по основаниям, прямо не предусмотренным российским валютным законодательством, фактически могут быть оштрафованы на всю сумму полученной выручки, что грозит прекращением деятельности филиала.

В правоприменительной практике конфискационные штрафы налагаются, в том числе, за операции по счетам, в отношении которых резиденты подают требуемые уведомления об их открытии и отчёты о движении денежных средств в налоговые органы. Такой подход создаёт отрицательный стимул соблюдения требований закона, касающихся отчётности по счетам.

Поправками к законопроекту предлагается разграничить нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, по степени угрозы охраняемым интересам на два состава, снизив размеры штрафов за данные нарушения.

В диспозиции состава части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предложено сохранить запрещённые валютные операции между резидентами и нарушения, связанные с использованием счетов в зарубежных банках, при этом предусмотрев возможность назначить предупреждение и существенно снизить размеры штрафов: на граждан в размере от 3 до 5 процентов суммы валютной операции, но не более трех тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – от 3 до 10 процентов суммы валютной операции.

В квалифицированный состав предлагается включить незаконное зачисление денежных средств на счет (во вклад) резидента за рубежом, о котором резидент не уведомил налоговый орган, а государство, в котором открыт счет (вклад), не является членом ЕАЭС и не осуществляет автоматический обмен финансовой информацией в соответствии с международными договорами. Таким образом, квалифицированным нарушением будет зачисление средств на счёт или во вклад за рубежом, который не может быть выявлен российскими налоговыми органами.

Для квалифицированного состава предлагается установить административный штраф на граждан в размере от 5 до 10 процентов суммы валютной операции; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – от 10 до 30 процентов суммы валютной операции, осуществленной с нарушением установленного порядка.

Также предлагается дополнить статью 15.25 КоАП РФ новым примечанием, в соответствии с которым лицо освобождается от ответственности за зачисление денежных средств на счет (вклад) в банке за рубежом, если в течение месяца денежные средства списаны на счёт (во вклад) того же лица в уполномоченном банке.

 

 

 

 

Избыточные полномочия ФАС России при проведении контрольно-надзорных мероприятий повлекут необоснованное ограничение прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности

 

ТПП РФ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесены поправки к проекту федерального закона № 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий», разработанному ФАС России и принятому в первом чтении 19 февраля 2020 года.

Законопроект предполагает введение нового самостоятельного реестра юридических лиц и органов юридических лиц — участников ограничивающих конкуренцию соглашений.

По мнению ТПП РФ, ведение дополнительного реестра участников ограничивающих конкуренцию соглашений является избыточным.

Кроме того, Палата считает, что предлагаемое законопроектом увеличение «силовых» полномочий антимонопольных органов, не соответствующих целям антимонопольного регулирования, которые закреплены в законодательстве, может привести к необоснованным ограничениям прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Так, обязанность организаций всех форм и физических лиц предоставлять ФАС России персональные данные и сведения об услугах связи выходят за рамки компетенции антимонопольных органов, предоставленных им для осуществления контрольно-надзорной деятельности, и могут привести к нарушениям прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений.

По общему правилу передача персональных данных производится с согласия субъекта персональных данных, в то время как передача данных в отсутствие такого согласия является изъятием из общего правила и допускается лишь в исключительных случаях, к которым осуществление контрольно-надзорной деятельности не относится.

Не поддерживается Палатой и предлагаемое законопроектом наделение  ФАС России полномочиями по принудительному изъятию документов и предметов в ходе внеплановых выездных проверок, на вскрытие помещений и другие действия. Такие полномочия являются чрезмерными и могут блокировать деятельность предприятия. Предлагаемые нововведения фактически наделяют ФАС России полномочиями правоохранительного органа, что не является обоснованным с учетом целей и задач, стоящих перед антимонопольными органами.

Палата считает, что предоставление ФАС России дополнительных полномочий, предусмотренных законопроектом, существенно ограничивает права юридического лица и свободы гражданина и фактически являются оперативно-розыскными или мероприятиями, проводимыми в ходе административного и уголовного процесса, и должны осуществляться исключительно правоохранительными органами в рамках выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных деяний.

Одновременно законопроектом предлагается установить срок давности для дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях, которые не имеют признаков преступления, 4 года со дня окончания реализации (исполнения) указанного соглашения, а для имеющих признаки преступления – 6 лет со дня окончания реализации (исполнения) указанного соглашения.

В результате предлагаемых изменений сроки давности рассмотрения антимонопольных дел и сроки давности привлечения к административной ответственности, исчисляемые со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации (часть 6 статьи 4.5 КОАП РФ), существенно превысят сроки давности привлечения к уголовной ответственности (срок давности привлечения к уголовной ответственности по части 1 статьи 178 УК РФ составляет 2 года), что противоречит действующим основополагающим принципам уголовного и административного судопроизводства. В результате складывается ситуация, при которой за менее опасные деяния законопроектом предлагается установить более строгие правила привлечения к ответственности, что не соответствует основополагающим принципам справедливости, установленным уголовным и административным законодательством.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в статью 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части направления в ФАС России результатов оперативно-розыскной деятельности.

По мнению ТПП РФ, передача в антимонопольные органы таких материалов, как аудиозаписи переговоров, электронная переписка граждан и других, может привести к нарушениям прав лиц, в отношении которых будут проводиться антимонопольные разбирательства, а также к необоснованному вмешательству в частную жизнь граждан.

В этой связи поправками к законопроекту предложено:

— исключить из текста законопроекта нормы о введении нового реестра юридических лиц  — участников ограничивающих конкуренцию соглашений, так как ФАС России уже наделена полномочиями по ведению реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

— исключить из текста законопроекта выходящие за рамки полномочий ФАС России нормы по внесудебному получению информации о персональных данных абонентов услуг связи, принудительному изъятию и выемке предметов и документов, получению объяснений, а также об обязательном направлении в ФАС России результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при выявлении признаков преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ;

— сократить необоснованно увеличенные законопроектом сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

ТПП РФ предложила перенести вступление в силу ряд нормативных актов с целью поддержки интересов предпринимателей

 

25 марта в адрес Минэкономразвития России направлены предложения ТПП РФ отсрочке применения бизнесом нормативных правовых актов, вступающих в 2020-2021 гг. Предложения подготовлены с учетом позиции всех Комитетов и Советов, входящих в систему ТПП РФ.

Палатой предлагается перенести вступление в силу более двух десятков законов и подзаконных актов в области транспорта, промышленности, медицины, тарифов и т.д. В числе предложений бизнеса: перенос сроков обязательной маркировки легкой промышленности, медицинский изделий, производства обуви и т.д.; отсрочка принятия нового КоАП РФ; продление действия ЕНВД и т.д.

Реализация предлагаемых мер, направленных на защиту и обеспечение интересов бизнеса, позволит обеспечить устойчивое развитие экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции.

 

ТПП РФ выступила против установления антимонопольных ограничений на интеллектуальную собственность

 

Палатой совместно с Советом по интеллектуальной собственности
в рамках ОРВ рассмотрен проект федерального «О внесении изменений
в Федеральный закон «О защите конкуренции» в части установления антимонопольных требований к соглашениям и действиям по предоставлению или распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг», разработанный ФАС России.

Данным законопроектом ФАС России предлагает установить антимонопольные требования к соглашениям и действиям по предоставлению или распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД).

Палата и Совет по ИС концептуально не поддерживают данный законопроект, поскольку его принятие может крайне негативно повлиять на условия осуществления предпринимательской деятельности.

Палатой отмечено, что законопроект противоречит как самой природе исключительного права на РИД, так и основным положениям ГК РФ об исключительном праве на РИД, а также не учитывает специфику института интеллектуальной собственности.

Более того, предлагаемая ФАС России законодательная инициатива также не учитывает тот факт, что от принятия данного законопроекта,
в первую очередь, могут пострадать российские предприниматели, которые создают или используют в своей деятельности, в т.ч. отечественные РИД, в т.ч. в приоритетных отраслях экономики и социальной сфере.

Палатой также отмечено, что сегодня сектор информационных технологий в России является одним из источников привлечения инвестиций, а сам институт интеллектуальной собственности — одним из приоритетных составляющих, направленных на развитие отечественной цифровизации
и науки, поэтому установление предлагаемых ограничений может существенно замедлить как экономическое, так и техническое развитие страны.

10 марта Палата направила в Минэкономразвития России отрицательное заключение по законопроекту. 12 марта опубликован в СМИ  и на сайте Палаты комментарий С.Н. Катырина по законопроекту, позиция Палаты также опубликована на странице Совета по ИС сайта Палаты.

 

ТПП РФ подготовила поправки к законопроекту о проведении эксперимента в области искусственного интеллекта

 

17 марта Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 896438-7 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О персональных данных».

Законопроект направлен на проведение в городе Москве эксперимента по установлению с 1 июля 2020 г. экспериментального правовой режима в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, а также последующего использования результатов его применения. Срок проведения эксперимента составит пять лет.

Ключевые новеллы Закона следующие:

— предусматривается наделение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы полномочиями по определению на территории города Москвы условий, требований и порядка разработки, создания, внедрения и реализации отдельных технологий искусственного интеллекта;

— статус участника экспериментального правового режима может быть предоставлен только лицу, осуществляющему деятельность в области искусственного интеллекта, на основании его заявки;

— предусматривается создание специального Координационного
совета, деятельность которого будет заключаться в формировании стратегических направлений и механизмов реализации экспериментального правового режима и внесении в Правительство РФ предложений
о совершенствовании законодательства РФ в данной области.

Палата положительно относится к данному законопроекту, поскольку он позволит усилить и улучшить взаимодействие бизнеса и науки. Вместе с тем законопроект требует совершенствования. Палата подготовила
9 поправок к данному законопроекту. Наиболее важные следующие:

— предлагается законодательно закрепить возможность участия
в Координационном совете представителей от российских объединений предпринимателей. Учитывая, что данный законопроект направлен на развитие цифровой экономики и бизнеса, видится целесообразным и справедливым предусмотреть возможность непосредственного участия предпринимательских объедений в выработке политики и разработке мер регулирования в указанной области совместно с государством;

— предлагается предусмотреть возможность участнику экспериментального правового режима – юридическому лицу осуществлять реорганизацию без риска утраты своего статуса. По общему правилу целью реорганизации является оптимизация предпринимательской деятельности юридического лица, поэтому предусмотренное законопроектом ограничение в части реорганизации может создать неоправданный барьер для предпринимателей;

— предлагается исключить из законопроекта положение, устанавливающее единый порядок разработки и создания технологий искусственного интеллекта. Предусмотренный законопроектом в данной части подход может привести фактически к зарегулированию внутренней деятельности разработчиков-предпринимателей.

Поправки направлены депутату Госдумы А.В. Балыбердину для рассмотрения и направления в ответственный комитет Госдумы.

Подготовлен комментарий для С.Н. Катырина о поправках для размещения на сайте Палаты.

 

 

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ