А.И. Борисов на тему «Устойчивое развитие столицы»/ экспертное мнение от 09.03.2021

Создание «устойчивых городов» — одна из 17 целей устойчивого развития планеты, определенных Организацией Объединенных Наций. Развитие нашей столицы в целом вписывается в общий контур глобальных целей. Эксперты-урбанисты на первый план ставят задачу экологичности среды. В Москве с этой точки зрения долго считался неблагоприятным район Капотни, где расположен Московский нефтеперерабатывающий завод. Сегодня он прошел серьезную модернизацию и воздействие на окружающую среду резко снизилось. К тому же весь район благоустроили, создали прекрасный парк вдоль Москвы-реки и отзывы жителей радикально изменились. Лидерами среди московских районов по экологическому критерию остаются те, которые примыкают к крупным зеленым зонам – Восточное Измайлово, Ясенево, Коньково, Строгино, Метрогородок. Этот критерий в ближайшие годы будет только приобретать дополнительную важность. Среди москвичей даже появилось такое явление, как «зеленая волна», когда все большее количество людей перебирается жить на дачи или строить загородные дома. Развитие дистанционной работы только усилит эту тенденцию.

Еще один важный критерий качества проживания москвичей – это безопасность. В свое время (особенно в 50-е годы прошлого века) самым опасным районом столицы считалась Марьина Роща и некоторые районы на периферии города. Сегодня они находятся внутри Третьего транспортного кольца, то есть тяготеют к центру столицы, и также серьезно преобразились во всех отношениях. Эксперты считают, что в Москве вообще уличная преступность снизилась настолько, что говорить об опасных районах (как, например, в Нью-Йорке, Чикаго или Большом Париже, где есть кварталы, куда полицейским лучше не появляться) просто не приходится.

Третий критерий – транспортная доступность. Здесь у Москвы соперник только один в мире – это Китай. Развитие линий метро, наземного рельсового и электрического транспорта, каршеринга и так далее позволяет говорить, что 80-90% населения нашего мегаполиса и подавляющее большинство районов города обеспечены общественным транспортом, который, напомню, для пенсионеров, учащихся и льготников к тому же и бесплатный.

Стоит упомянуть и такой критерий, как доступность социальной инфраструктуры, то есть наличие в пешей доступности магазинов, аптек, школ, детских садов, поликлиник, спортивных центров. Центральный административный округ, пожалуй, лидирует по всем этим показателям, однако рыночная экономика делает свое и сегодня там, где по каким-либо причинам не хватает муниципальной и федеральной социальной инфраструктуры, быстро появляются коммерческие объекты.

Конечно, развитие российской столицы шло неравномерно и во многом определялось диаметрально-кольцевой структурой, которая сложилась исторически. Тем не менее в последние годы появилась тенденция развития целого ряда новых центров притяжения кроме Кремля (Москва-Сити, Южный порт, Коммунарка). В спальных районах города все еще не хватает качественных развлекательных и торговых объектов. Решить эту проблему поможет программа реконструкции кинотеатров. Еще один недостаток – многие районы настолько однотипны, что подчас невозможно понять, где ты находишься. Объявлен международный конкурс на разработку архитектурных решений для домов по реновации и это одно из возможных решений.
Работа над устойчивым развитием города ведется постоянно и во многом опирается на мнение жителей через порталы «Активный гражданин» и mos.ru.