Мир стоит сегодня на пороге целого ряда социальных и технологических революций. Именно это сочетание – социального и технологического прорыва присутствует в готовящемся во всем мире переходе на электротранспорт. Евросоюз уже принял решение к 2035 году прекратить выпуск новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). А европейским лидером в этом отношении стала Норвегия, где уже принято решение с 2025 г. запретить не только производство но и продажи машин с ДВС. Полностью электрифицировать весь свой модельный ряд и прекратить разработки в области традиционных моторов к 2025 году обещают также Jaguar, Volvo, GM, Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz.

А что у нас? В августе прошлого года правительство утвердило Концепцию по развитию в России электротранспорта до 2030 года. Концепция очень смелая: так к концу 2024 года планируется выпустить не менее 25 тысяч отечественных электромобилей и открыть 9,4 тысяч зарядных станций. А к 2030 году электрическим должен стать уже каждый десятый автомобиль, и число электрозаправок превысит 70 тысяч.

Агентство «Автостат» ведет учет продаж электромобилей в России с 2013 года. За этот период ежегодные продажи выросли в 7 раз с 96 до 687 штук в 2020 году. На середину 2021 года общий парк составляет всего 11,5 тысяч штук. Количество же зарядных станций сегодня оценивается в 1500 единиц. Сравним с парком электромобилей в ЕС на уровне уже 2,3 миллиона штук. При этом весь наш автопарк импортный: среди новых машин лидеры продаж – Porsche Taycan, Audi E-Tron, Jaguar i-Pace, у подержанных – Nissan Leaf, BMW 13 и Tesla (хотя у нее официальных дилеров в РФ нет).

Как же будут выполняться задачи, прописанные в Концепции? Самый простой выход – продажи иностранных производителей. Так, в этом году начнутся продажи электрических кроссоверов Kia EV6, Hunday IONIQ 5 и возможно Nissan Ariya. Далее, уже работающие в России иностранные автоконцерны не исключают в будущем локализацию производства электромобилей. Ну и, наконец, должны активизироваться отечественные производители. Первым должен начать серийный выпуск тольяттинский завод «Зетта» — модель компактного хэтчбека Zetta City Modul1. К выпуску кроссовера «Кама-1» в 2024 году готовится КАМАЗ. У «АвтоВАЗа» есть пилотная модель Ellada, выпущенная в количестве 100 экземпляров, но активных планов производства пока нет. Объявлено также о запуске пилота на 300 штук на калининградском «Автоторе» в 2023 году. Жалко, что амбициозных планов пока нет, а ведь здесь вполне возможен прорыв, пока мировой рынок еще окончательно не сформирован.

Зато не может не радовать политика московского мэра, который заявил, что 90% всех экологических проблем столицы связаны с ДВС и создал проект «Энергия Москвы» по развитию легкового электротранспорта и зарядной инфраструктуры. На сегодня в Москве уже стоят 200 зарядных станций, а к 2023 году их станет 600, причем часть будет «быстрыми» (заправка за 20 минут). Город отменил транспортный налог на электромобили, ввел для них бесплатную парковку, а к зарядным станциям теперь можно подключиться через приложение «Московский транспорт». Пользователи подсчитали, что в Москве пробег в 100 километров на электротяге обходится всего в 100 рублей, что значительно дешевле чем на бензине. О плюсах и минусах в следующем выпуске TNL.

А.И. Борисов, Президент-генеральный директор ММБА, Председатель МЭС, Председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка