А.И. Борисов на тему «ESG и москвичи»/ экспертное мнение от 11.05.2021

ESG и москвичи

В последние полтора-два года тема ESG (ecology, social, governance), т.е. экологического, социального и корпоративного управления стала самой актуальной для большинства крупных предприятий и организаций как в мире в целом, так и в России. А забота об окружающей среде стала просто-напросто общим делом от школьников (Грета Тунберг) до президентов (Байден, Макрон, Путин и др.)

При этом ситуация с экологическим направлением выглядит довольно парадоксально. Прямых стимулов у бизнеса развивать его вроде бы нет, вкладываться в «зеленые» технологии дорого. И тем не менее этот процесс развивается, благодаря тому, что, с одной стороны, правительства начинают понимать, что достигать сегодняшних целей за счет компрометации целей будущих несправедливо, и что нужно заставлять и заинтересовывать бизнес меняться. А с другой стороны, под влиянием идей здорового образа жизни и международного опыта меняется сознание людей и растут их требования к производителям товаров и услуг, и бизнес не может оставаться к этому равнодушным.

Поэтому ESG и «зеленый» подход начинает работать и в финансах, и в инфраструктуре, и в торговле, и в строительстве. Хорошим примером этого подхода может быть концепция «зеленых» облигаций, утвержденная недавно Правительством Москвы. В соответствии с ней в 2021 году за счет доходов от продажи этих бумаг будут финансироваться проекты по замене автобусного парка столицы электробусами, а также строительство Большой кольцевой линии метро (БКЛ).

Как заявил Мэр Москвы: «Это экологически выгодная история. С этого года мы перестаем закупать автобусы на моторном топливе и, наверное, единственные в мире вообще полностью переходим на электрический городской транспорт. В Москве самый большой парк электробусов в Европе. Их уже свыше 600, а в этом году прибавится еще 400.»

Второе направление – это метрополитен. Облигации пойдут на финансирование БКЛ, что позволит резко улучшить транспортную связанность внутри нашего мегаполиса.

А когда в 2023 году БКЛ откроет свое движение, не менее 10 тысяч автомобилей перестанут ежедневно выезжать на улицы города. Это позволит снизить выбросы загрязняющих веществ на почти 900 тонн ежегодно, а углекислого газа – на 21 тонну.

К теме «зеленых» технологий все чаще обращаются и московские строители. Если до недавнего времени сертификация строящихся объектов по экологическим стандартам была скорее всего маркетинговым приемом, то сегодня девелоперы нацелены на комплексное экологичное оснащение зданий, что позволяет снижать расход энергоресурсов и вредное воздействие на окружающую среду. Новые стройматериалы и технологии не только повышают качество и безопасность строительства, но и сокращают сроки, а значит и стоимость строительства. Особую важность это приобретает сегодня в условиях политики импортозамещения.

В результате этого подхода выигрывают прежде всего москвичи, Городской комфорт, озеленение, электротранспорт, умные приборы учета – все это часть реализации программы ESG на практике.