А.И. Борисов на тему «ESG на потребительском рынке России»/30.11.2021

Во всем мире под лозунгом внедрения принципов ESG происходит пересмотр правил экономической деятельности, независимо от того хотим мы того или нет. Для России в этом процессе есть свои риски и свои возможности. Что касается рисков, то по подсчетам Минэкономразвития, потери российских экспортеров от введения трансграничного углеродного налога могут составить до 7,6 млдр долларов в год (при этом учитывались только такие сектора как алюминий, железо, сталь, цемент и электроэнергия). С учетом же растущей доли экспорта продовольствия со своим углеродным следом эта цифра может вырасти почти на четверть.

Возможности позитивных преобразований проистекают из существующих проблем. Так, Национальный кадастр антропогенных выбросов России говорит, что 55,9% всей эмиссии приходится непосредственно на выработку электричества для городов, домов, промышленности и торговли. Поэтому необходимо модернизировать всю структуру производства энергии от электроэнергетики до ЖКХ. Транспорт, включая газопроводы, генерирует около 16% выбросов парниковых газов. Отсюда необходимость производить новые виды двигателей, развивать электрический и гибридный транспорт, оптимизировать логистику. Сельское хозяйство добавляет еще примерно 18% выбросов, из которых 39% приходится на животных (ферментация в ходе пищеварения) и 13% на синтетические удобрения. Выход в удержании углерода в почве через улучшение пахотных земель и пастбищ, а также восстановление истощенных земель и снижение доли животной пищи в рационе.

Сегодня инвесторы и акционеры, регуляторы и потребители учитывают не только финансовые и производственные результаты бизнеса, но и то, как они отражаются на экологии, как влияют на социальную среду, какие методы корпоративного управления применяются. Именно поэтому ориентир на ESG, на устойчивое развитие и декарбонизацию – это осознанный выбор тех компаний, которые думают о завтрашнем дне, в том числе не за счет будущих поколений.

Лидеров ESG на потребительском рынке можно подразделить на производителей FMCG (товаров повседневного спроса) и retail (розничную торговлю). В обеих категориях рейтинг российского Forbes «ТОП-30 самых экологичных компаний РФ» выделил по три участника: от FMCG – Mars, Splat, Балтика и от ритейла – X-5 Retail Group, Магнит, Metro Cash & Carry. Все они крупнейшие игроки в своем сегменте рынка и почти все являются публичными компаниями. Поэтому биржевые правила и требования инвестбанков давно уже предполагали для них следование целям устойчивого развития. Кроме того международный опыт и отработанный инструментарий обратной связи с потребителем раньше других подтолкнули их на выполнение принципов ESG.

Опыт лидеров можно и нужно осваивать и распространять. В частности, с этой целью компаниям следует использовать следующую последовательность действий:

  1. Определить в компании ответственное лицо за внедрение принципов ESG, в случае необходимости обеспечив его дополнительную подготовку в этой области.
  2. Выбрать из 17 целей и 169 задач УР ООН соответствующие целям развития компании и встроить их в стратегию, в систему управления рисками и внутреннего контроля, в стандарты раскрытия информации.
  3. Создать отдельный комитет в Совете директоров и соответствующее подразделение в структуре компании для мониторинга процессов и выпуска необходимых документов (кодексы, регламенты, политики).
  4. Вовлечь весь персонал в процесс внедрения принципов ESG и совместными усилиями подсчитать свой углеродный след.
  5. Совместными усилиями находить варианты его снижения (закупки электричества у низкоуглеродных источников, повышение общей энергоэффективности, снижение выбросов в цепочках поставок, закупки товаров и услуг с низкоуглеродным следом и т.д.).

А.И. Борисов, президент-генеральный директор ММБА, Председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка