Москва – сбалансированное развитие
Гармоничное развитие любого мегаполиса, а особенно такого как Москва, находящегося в самой северной точке планеты среди других мегаполисов, зависит прежде всего от грамотного использования имеющихся финансовых средств. Важнейшим документом в этом отношении является Адресная инвестиционная программа Москвы (АИП), которая недавно утверждена на период 2023-2025 годов и включает перечень объектов, предназначенных для реализации за счет городского бюджета: жилье, дороги, метро, социальные объекты и многое другое.
Исполнение АИП позволит сохранить, а по ряду направлений и нарастить темпы улучшения качества городской среды. Всего за три года предполагается построить более 750 объектов различного назначения, на финансирование которых выделяется 2239,6 млрд рублей, в т.ч. в 2023 году – 910 млрд, в 2024 – 692 млрд, в 2025 – 637 млрд.
Поскольку все последние годы бюджет Москвы остается социально ориентированным, то значительная часть АИП – это социальные объекты на общую сумму 188,4 млрд рублей или более 130 объектов, в том числе 62 детских сада и школы, 12 поликлиник и больничных корпусов, 30 учреждений культуры и 27 спортивных сооружений. За ближайшие годы в столице планируется построить 6 млн кв.м жилья, в том числе 5,4 миллиона по программе реновации. Ожидается, что из расселяемых пятиэтажек в новостройки переедут более 155 тысяч москвичей. В общей сложности на жилье выделяется 18 млрд рублей. Благодаря регулярному обновлению АИП уровень обеспеченности жителей постоянно растет и сегодня составляет 22,3 кв.м на человека.
Качеству жилья в Москве уделяется особое внимание, поскольку по инициативе ведущих московских застройщиков в стране был принят недавно национальный стандарт «зеленого строительства». Он учитывает много факторов, влияющих на качество жизни людей: от доступности среды и безопасности зданий до улучшения экологии и развития культуры обращения с отходами.
В этой связи можно отметить, что проект одного из лидеров московского стройкомплекса компании «Мосинжпроект» «Принципы эффективного использования ресурсов, а также минимизации негативного воздействия на окружающую среду» получил высокую оценку экспертного совета и форума «Лучшие ESG-проекты России» в категории «Ответственное потребление и производство».
Традиционно значительную часть бюджетных расходов в предстоящие три года направят на развитие транспортной инфраструктуры, которая, по сути, программирует дальнейшую трансформацию городской среды и качества жизни москвичей. На эти задачи выделяется только в текущем году 533,8 млрд рублей. Всего же за три года будет построено почти 39 км линий и 18 станций метро. Главный проект наступившего года – завершение Большой кольцевой линии (БКЛ) протяженностью 70 км и 31 станцией, а также диаметры МЦД-3 и МЦД-4. На них запланировано комплексное благоустройство по новым стандартам московского транспорта.
Что касается дорожного строительства, то в течение ближайших трех лет в столице введут 216 км дорог, 72 искусственных сооружения (эстакады, мосты, тоннели) и 49 пешеходных переходов. Здесь главный проект – Московский скоростной диаметр (МСД), бессветофорная магистраль длиной около 75 км от платной трассы Москва — Санкт-Петербург до Симферопольского шоссе с ответвлением на стоящуюся магистраль М-12 Москва – Казань. По своим масштабам этот проект сопоставим с такими объектами как МКАД и ТТК.
Как мы видим власти столицы поддерживают взятый ранее высокий темп развития города. Сбалансированное распределение городского бюджета через АИП имеет не только социальный, транспортный, но и большой экономический эффект. Благодаря этому большинство москвичей позитивно оценивают результаты прошлого года и оптимистично смотрят в будущее.
А.И. Борисов/ президент ММБА, Председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, Председатель МЭС