Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества № 170 январь 2022 года

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

№ 170 январь 2022 года

Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле поддержал разработанные Палатой законопроекты

19 января состоялось заседание Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле с участием Статс-секретаря – заместителя Министра экономического развития Российской Федерации А.И. Херсонцева и Вице-президента ТПП РФ В.В. Чубарова, на котором рассматривался разработанный Палатой проект федерального закона № 6598-8 «О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Правительством РФ.
Законопроект наделяет ТПП РФ полномочиями по определению торгово-промышленных палат, которые вправе свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы, возникшие при исполнении договоров, заключенных между российскими предпринимателями, а также по установлению порядка выдачи такими палатами соответствующих заключений.
В настоящее время полномочия торгово-промышленных палат по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, фактически закреплены решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики. Законопроектом предлагается закрепить эти полномочия на законодательном уровне.
По итогам обсуждения законопроект единогласно одобрен Комитетом к первому чтению, которое планируется на 15 февраля 2022 года.
Также Комитетом был одобрен законопроект №1115460-7 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», разработанный ТПП РФ.
Законопроект предоставит управляющим рынком компаниям возможность контролировать деятельность арендаторов по соблюдению законодательства при трудоустройстве иностранных граждан и лиц без гражданства в производственных, складских, служебных, подсобных или иных помещениях, которые арендуются на розничных рынках. Данное нововведение будет способствовать повышению законности и безопасности на розничных рынках.

Мнение ТПП РФ учтено при рассмотрении поправок ФАС России

19 января на площадке Комитета Государственной Думы по защите конкуренции за «круглым столом» депутаты, представители ТПП РФ, бизнеса и государственных органов обсудили поправки Правительства РФ к принятому Государственной Думой в первом чтении проекту федерального закона № 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предлагалось значительно расширить полномочия ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Участники отметили, что в рамках доработки законопроекта ко второму чтению Правительством РФ устранены все возникшие разногласия с бизнесом.
Ранее ТПП России в своих заключениях на законопроект отмечала, что увеличение «силовых» полномочий антимонопольных органов не соответствует целям антимонопольного регулирования и может привести к необоснованным ограничениям прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Мнение ТПП РФ и бизнеса было учтено Правительством РФ: из первоначальной версии законопроекта исключены нормы, предоставлявшие ФАС России право осуществлять изъятие (в том числе силовое) документов и предметов; получать результаты оперативно-розыскных мероприятий, персональные данные и данных об абонентах услуг связи; вести реестр участников ограничивающих конкуренцию соглашений, а также удалены положения об увеличении с 3 до 4 лет сроков давности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и устанавливающие запрет на уведомление проверяемых лиц о проведении всех внеплановых проверок.

Совет ТПП РФ по саморегулированию провёл первое заседание в новом составе

16 января решением Правления ТПП РФ на должность председателя Совета был назначен директор Национальной ассоциации специалистов финансового планирования А.В. Паранич.
25 января на площадке ТПП РФ состоялось первое заседание Совета, в котором приняли участие Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров, представители Банка России, Минэкономразвития Российской Федерации, Росреестра, сфер саморегулирования и отраслевого бизнеса.
Участники заседания обсудили возможность пересмотра подхода к развитию саморегулирования и меры по обеспечению имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций и сошлись во мнении, что наличие только компенсационного фонда и механизма страхования членов СРО недостаточно для обеспечения имущественной ответственности его членов.
По результатам заседания предложены дополнительные к компенсационному фонду и страхованию альтернативные способы обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих, в частности: возможность создания индивидуального компенсационного фонда каждого члена СРО; использования модели взаимного страхования участников СРО; обеспечение ответственности арбитражных управляющих банковскими гарантиями и пр.. Предложения будут направлены в заинтересованные органы власти для дальнейшей совместной проработки.
Участники заседания утвердили новый состав Совета, определили цели и задачи Совета на 2022 год.

Палата выступила против возложения на бизнес обязанности по уведомлению о прекращении своей деятельности

31 января ТПП РФ направила в Государственную Думу предложения по доработке проекта федерального закона № 1151171-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Законопроект устанавливает обязанность сообщать о прекращении своей деятельности предпринимателей, которые ранее должны были уведомить уполномоченные органы о начале своей деятельности (например, предприятия производства, оптовой и розничной торговли, общепита и т.д.). Указанное нововведение мотивировано тем, что региональным органам власти не удается точно определить, какое количество предприятий осуществляют деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах.
ТПП РФ не поддерживает законопроект, поскольку информация о прекращении деятельности предпринимателей в настоящее время и так имеется у органов государственной власти, которые уполномочены вносить изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Также разработчики не учли, что в соответствии с действующим законодательством уведомлять о начале деятельности обязаны предприниматели, которые действуют только в 44-х областях бизнеса. В случае принятия проекта в представленной в Государственную Думу редакции административное давление значительно усилится на большее количество хозяйствующих субъектов.
В связи с этим поправками ТПП РФ предлагается обязанность по уведомлению уполномоченных органов о прекращении деятельности отдельных категорий предпринимателей возложить не на бизнес, а на регистрирующие органы.

Условия эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов предлагается уточнить

В Государственной Думе завершается подготовка ко второму чтению проекта федерального закона № 37939-8 «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации».
В настоящее время единственным участником эксперимента определена Сахалинская область, на территории которой будут отрабатываться особенности регулирования отношений, связанных с выбросами и поглощением парниковых газов. В дальнейшем круг субъектов Российской Федерации — участников эксперимента может расширяться путем внесения изменений в указанный закон. Целью проведения эксперимента является достижение углеродной нейтральности на территориях участников эксперимента.
Условия эксперимента будут действовать в отношении региональных регулируемых организаций (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, которые будет определяться субъектом Российской Федерации.
ТПП РФ полагает, что для исключения двойной нагрузки на региональные регулируемые организации по представлению обязательной углеродной отчетности в проекте следует уточнить наименование органа (субъекта), которому должна предоставляться такая информация, в частности, в региональный или в федеральный уполномоченный орган исполнительной власти ее следует направлять (последнее предусмотрено действующим Федеральным законом «Об ограничении выбросов парниковых газов»). Кроме того, целесообразно определить, являются ли региональные реестры парниковых газов самостоятельными ресурсами данных либо только частью федерального реестра выбросов парниковых газов.
Ко второму чтению законопроекта Палатой инициировано внесение поправок, предусматривающих, в частности:
— уточнение определения понятия «квота» выбросов парниковых газов;
— указание бюджета субъекта Российской Федерации – участника эксперимента в качестве источника средств для проведения работ по оценке поглощений парниковых газов в случае отсутствия или недостаточности привлеченных инвестиций на эти цели;
— уточнение расчетного периода для определения размера квоты выбросов парниковых газов регулируемым организациям, вступившим в эксперимент позже;
— оказание субъектом Российской Федерации – участником эксперимента мер поддержки на всем протяжении эксперимента для региональных регулируемых организаций в форме предоставления субсидий на возмещение затрат на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Палата предлагает откорректировать требование об обеспечении инженерной защиты от негативного воздействия вод

В Государственной Думе идет подготовка ко второму чтению проекта федерального закона № 6601-8 «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации» (в части обеспечения реализации полномочий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов), внесенного в Государственную Думу Правительством РФ.
В целях предотвращения негативного воздействия вод и его последствий проектом закона устанавливается перечень ограничений использования территорий, подверженных затоплению, подтоплению, состав мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, а также обязанность по обеспечению территорий и объектов сооружениями инженерной защиты.
Палата инициировала внесение поправок по законопроекту, которыми предложено устранить правовую неопределенность в вопросе распределения полномочий региональных и территориальных органов при установлении, изменении зон затопления, подтопления и предусмотреть порядок принятия такого решения.
Кроме этого, проектом вводится требование об обеспечении инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод правообладателями земельных участков, которые могут быть отнесены к зонам подтопления, в том числе, на которых возможно расположение объектов капитального строительства производственного, общественно-делового и иного назначения. В целях реализации этого требования Палатой предложено уточнить, что размещение в таких зонах объектов капитального строительства производственного, общественно-делового и иного назначения возможно при условии обеспечения соблюдения в отношении них требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и о техническом регулировании.

Правительство РФ призывает недропользователей не затягивать сроки геологического изучения недр

В Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 43 Закона РФ «О недрах», предусматривающий установление повышенных ставок за пользование недрами в целях обеспечения соблюдения пользователями недр нормативно установленных сроков их геологического изучения.
Действующая редакция Закона Российской Федерации «О недрах» не предусматривает повышение ставок платежей за пользование недрами при проведении работ за пределами нормативно установленных сроков. В связи с этим сложилась ситуация, когда недобросовестные держатели лицензий на пользование недрами, получившие участки недр без аукциона по действовавшему ранее заявительному принципу, не ведут поиск и оценку полезных ископаемых, а держат их «про запас», в т.ч. вблизи границ уже разрабатываемых месторождений.
Законопроектом предлагается установить повышающие коэффициенты к годовой ставке регулярных платежей в случае превышения нормативно установленных сроков геологического изучения недр: за первый год, следующий за годом, когда предельный срок геологического изучения был превышен, такой коэффициент составит 2; за второй год – 10; за третий и последующие годы – 100.
Повышающие коэффициенты решено не применять для участков недр, находящихся во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и пр.
Одновременно проектом предусмотрен вычет на сумму понесенных недропользователем затрат на проведение работ по геологическому изучению недр и отсчет нового срока проведения поисковых работ в случае открытия месторождения на участке, предоставленном для геологического изучения недр, в отношении площади, из которой исключается площадь открытого месторождения, а также при выполнении на участке недр в полном объеме работ по геологическому изучению недр и отказе от более чем 25% первоначальной площади предоставленного для геологического изучения участка недр.
Законопроект ускорит оформление необходимых разрешительных документов добросовестными недропользователями, а также сдачу участков недобросовестными держателями лицензий, которые не планировали ведение работ, и позволит в ряде случаев восстановить возможность прирезки фланговых запасов к уже разрабатываемым месторождениям.

Коротко:

С 1 января вступил в законную силу Федеральный закон от 30.12.2021 г. № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и иные законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве. Законом предусмотрена подача в суд искового заявления, заявления, жалобы, представления и иных документов в том числе в форме электронного документа либо через единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через информационную систему, определенную Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо через систему электронного документооборота участников процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. При этом направляемые через портал Госуслуг либо через информационную систему документы могут быть подписаны простой электронной подписью. Усиленная квалифицированная электронная подпись требуется лишь в документах, которые подаются через системы электронного документооборота.
С 1 января вступили в силу основные нормы Федерального закона от 02.07.2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые в Федеральном законе от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» упростят процедуру закупок и повысят ее эффективность. Закон предусматривает совершенствование способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), дополнение перечня закупок, которые осуществляются закрытым способом, изменение правил предоставления обеспечения по контрактам и т.д. Из числа способов закупок исключены двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, изменены процедуры отдельных способов закупок.
ТПП РФ направляла в Государственную Думу и Минфин России поправки к законопроекту в целях оптимизации его положений. В финальной редакции Закона учтено предложение Палаты о том, что участники закупок могут предоставлять в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов не только банковские, но и независимые гарантии, которые могут выдаваться некредитными организациями (фондами, гарантийными организациями и т.д.), что позволит большему количеству предпринимателей принимать участия в процедурах закупок.
С 1 января вступил в законную силу Федеральный закон от 22.12. 2020 г. № 456-ФЗ «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации».
Законом предусмотрено, что объектом договора на выполнение НИОКР теперь является образец нового изделия или новая технология, а также техническая и (или) конструкторская документация на них. К договорам на выполнение НИОКР применяются положения гражданского законодательства о подряде, если это не противоречит правилам главы 38 ГК РФ, а также особенностям предмета договоров на выполнение НИОКР. Права на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта по общему правилу принадлежат исполнителю, при этом предусмотрены случаи, в которых такие права принадлежат публичному субъекту РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию или совместно исполнителю и субъекту РФ, исполнителю и муниципальному образованию. С 4 до 6 месяцев увеличен срок, в течение которого работодатель должен подать заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец. Если работодатель, получивший патент на свое имя, примет решение о досрочном прекращении действия патента, он обязан уведомить об этом работника (автора) и по его требованию передать ему патент на безвозмездной основе. В случае отказа работодателя от заключения договора о безвозмездном отчуждении исключительного права автору либо неполучения его ответа на письменное предложение автора о заключении этого договора в течение одного месяца со дня отправления такого предложения автор вправе обратиться в суд с иском к патентообладателю о понуждении к заключению договора о безвозмездном отчуждении исключительного права. Если же работодатель не уведомил автора о досрочном прекращении действия патента, автор вправе обратиться в суд с иском к работодателю о понуждении к подаче ходатайства о восстановлении действия патента за счет работодателя.
Указанные положения применяются к правоотношениям, возникшим после 1 января 2022 года.
С 1 января вступил в законную силу Федеральный закон от 21.12.2021 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом в статье 8.50 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Статья 19.5 КоАП РФ дополнена новыми положениями об ответственности за невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства, а также за повторное совершение данного правонарушения.
С 1 января вступил в законную силу Федеральный закон от 21.12.2021 г. № 428-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым в статье 28.1 КоАП РФ закреплено новое основание для возбуждения дела об административном правонарушении, связанном с отказом или уклонением поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего в соответствии с законодательством в сфере гособоронзаказа доминирующее положение, от заключения договора для выполнения заказа, если это является обязательным для указанного лица. Поводом к возбуждению является невыполнение в установленный срок требования контролирующего органа о прекращении действий (бездействия), связанных с нарушением законодательства.
С 1 января вступили в законную силу отдельные положения Федерального закона от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Нормами Закона, в частности, предусмотрена возможность для МСП, применяющих освобождение от НДС по услугам общепита, использовать пониженные тарифы взносов, установлена обязанность для налогоплательщиков по удержанию и уплате налога на добавленную стоимость у поставщиков их товаров, работ и услуг — иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Возобновляется учет в составе расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.
С 1 января вступили в законную силу основные положения Федерального закона от 28.06.2021 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В Законе частично учтены предложения работодателей, в т.ч. о сохранении возможности обращения граждан и работодателей в органы службы занятости путем личного посещения (не только в электронной форме через Единую цифровую платформу). В соответствии с пунктом 3 статьи 25 данного Закона постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 N 2576 утвержден порядок и правила представления работодателем сведений и информации в сфере занятости населения. Однако нормативные правовые акты ряда субъектов РФ не приведены в соответствие с новыми требованиями, в связи с чем работодатели несут двойную нагрузку по представлению указанных данных.
С 1 января вступил в законную силу Федеральный закон от 24.03.2021 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования турагентской деятельности), предусматривающий возможность осуществления турагентской, субагентской деятельности только в случае заключения соответствующего договора на продвижение и реализацию турпродукта с туроператором (турагентом для субагентов) и внесения сведений о них в единый федеральный реестр турагентов, субагентов, который ведет Ростуризм в электронном виде.
С 1 января вступил в законную силу Федеральный закон от 29.11.2021 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Законом организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, посредством перечисления единого налогового платежа. Платеж перечисляется на счет Федерального казначейства, а налоговый орган на основе имеющейся у него информации (документов) самостоятельно произведет зачет средств в счет уплаты обязательных платежей в соответствии с установленной очередностью. Применение данного порядка возможно после совместной сверки расчетов с налоговыми органами. Подать заявление на применение особого порядка перечисления платежей необходимо с 1 апреля по 30 апреля 2022 г., но не позднее одного месяца после осуществления совместной сверки расчетов.
С 1 января вступил в законную силу Федеральный закон от 06.12.2021 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статьи 9 и 14 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В соответствии с принятым Законом Банк России вправе устанавливать для кредитных и микрофинансовых организаций максимальную допустимую долю отдельных видов кредитов (займов), предоставляемых физлицам, и отдельных видов кредитов (займов), полученных в качестве прав (требований) к физлицам. Ограничения применяются в отношении кредитов (займов), предоставленных физлицам в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не распространяется на кредиты (займы), обязательства по которым обеспечены, в частности, ипотекой или залогом транспортных средств.
С 1 января вступил в законную силу Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Законом вводится понятие «сельский туризм» — туризм, предусматривающий посещение сельской местности, малых городов с численностью населения до 30 тыс. человек, в целях отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, ознакомления с деятельностью с/х товаропроизводителей и (или) участия в с/х работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг. Развитие сельского туризма получит государственную поддержку. Органы государственной власти в сфере туризма наделяются полномочиями устанавливать требования к оказанию услуг в сфере сельского туризма.
С 1 января вступил в законную силу Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 763 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законами вводится возможность освобождения от штрафа за совершение административного правонарушения, связанного с неправомерным использованием инсайдерской информации или манипулированием рынком, в случае заключения с ЦБ РФ соглашения, которое предусматривает обязанность уплатить в бюджет денежные средства и совершить определенные действия (например, устранить последствия правонарушения). На время исполнения соглашения, которое составляет не более 6 месяцев, приостанавливается срок административного расследования и срок давности привлечения к ответственности. Производство по делу об административном правонарушении прекращается Банком России не позднее 5 дней после дня принятия решения о признании соглашения исполненным. Производство по делу возобновят, если соглашение не будет исполнено. Освобождению от ответственности не подлежат лица, ранее нарушившие подобное соглашение.
С 1 января вступил в законную силу Федеральный закон от 30.04.2021 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», статью 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Законом оптимизируются процедуры организации и проведения торгов на право пользования участками недр: устанавливается единственная форма проведения торгов на право пользования участками недр — аукцион в электронной форме; предусматривается возможность предоставления права пользования недрами единственному заявителю, единственному участнику аукциона, а также второму участнику аукциона в случае, если победителем аукциона не уплачен окончательный размер разового платежа за пользование недрами. Выдача лицензии на пользование недрами осуществляется только после уплаты лицом, которому предоставляется право пользования недрами, окончательного размера разового платежа на пользование недрами. Недобросовестные участники аукционов включаются в реестр, что не позволяет им претендовать на получение права пользования недрами в течение двух лет со дня внесения сведений в реестр.
С 1 января вступили в законную силу отдельные нормы Федерального закона от 02.07.2021 г. № 336-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», которыми регулируется порядок оформления в электронном виде перевозочных документов (транспортная накладная, сопроводительная ведомость, заказ-наряд). Такие электронные перевозочные документы подлежат направлению в ГИС электронных перевозочных документов, оператором которой является Минтранс России. Для реализации возможности обмена электронными перевозочными документами юридическое лицо должно быть включено в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов по правилам, установленным Законом.
С 1 января вступили в законную силу основные положения Федерального закона от 02.07.2021 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым предусматривается осуществление Банком России регулирования, контроля и надзора в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке. Лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, признаются бюро кредитных историй, лица, осуществляющие актуарную деятельность, кредитные рейтинговые агентства и аудиторские организации на финансовом рынке.
10 января в Государственную Думу Российской Федерации Правительством РФ внесен проект федерального закона № 51079-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроектом предлагается установить в новой статье КоАП РФ 14.61 ответственность за административное правонарушение, связанное с непредставлением предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу и информации о затратах на ее производство, подведомственное ФАС России. За нарушение предлагается штраф на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
26 января Государственной Думой принят и направлен в Совет Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и статью 1 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Законом увеличен предельный размер выручки хозяйствующих субъектов с 400 до 800 млн. рублей, до достижения которого в отношении хозяйствующих субъектов не применяются запреты, установленные ФЗ «О защите конкуренции» на злоупотребление доминирующим положением и заключение антиконкурентных соглашений (за исключением запрета на картель). Аналогичные изменения внесены в статью 1 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Палата поддерживала концепцию законопроекта, поскольку предлагаемое повышение предельного значения выручки хозяйствующих субъектов с 400 до 800 млн. рублей расширяет сферу применения антимонопольных иммунитетов на все категории малого бизнеса и унифицирует подходы антимонопольного органа к таким экономическим субъектам.

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ