Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества                                                               

№  171 / март 2022 года

Палата предложила расширить возможности работодателей использовать результаты интеллектуальной деятельности работника

Палатой разработан и направлен на отзыв в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается наделить работодателя правом использовать созданные работником изобретение, полезную модель или промышленный образец в случае, если право на получение патента и исключительное право на их использование было передано работником третьему лицу.

Сейчас в статье 1370 ГК РФ урегулирована возможность  использования работодателем созданных работником результатов интеллектуальной деятельности для собственных нужд только в рамках отношений работодателя и работника. При этом не учтено, что автор может передать право на получение патента или исключительное право третьему лицу, в связи с чем работодатель рискует лишиться возможности использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Вместе с тем, другие нормы ГК РФ предусматривают регулирование использования созданных при исполнении договоров и контрактов объектов интеллектуальной собственности, исключительное право на которые переданы правообладателем другим лицам. Предлагаемые проектом изменения статьи 1370 ГК РФ будут, на наш взгляд, способствовать поддержке бизнеса, в том числе в условиях санкционного давления, и позволят унифицировать правовые нормы.

В Минюст России направлены предложения по результатам мониторинга правоприменения

 В Минюст России направлены результаты анализа проблем законодательства и правоприменительной практики.

В частности, в сфере осуществления федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного надзора в области обеспечения дорожного движения предложено выдачу специальных разрешений на проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих международные и внутрироссийские перевозки грузов, осуществлять как в электронном, так и в бумажном виде, а также предусмотреть стандартные маршруты для стандартных ситуаций превышения веса и (или) габарита, с установленной платой.

Деятельность онлайн-площадок, используемых для сбора, обработки и отображения информации в целях привлечения внимания потребителей и (или) совершения сделок (агрегаторы и маркетплейсы) предложено законодательно урегулировать, предусмотрев отдельный статус агрегаторов и маркетплейсов и специальный налоговый режим для микропредприятий и субъектов малого предпринимательства, осуществляющих интернет-торговлю.

В сфере управления многоквартирными домами предлагается урегулировать отношений при поставке ресурсов в многоквартирные дома, объединенные на общей основе (стилобате), порядок возмещения затрат на дезинфекцию, рассмотрев вопрос о субсидировании такой деятельности и др.

 Палатой предложены меры по улучшению работы саморегулируемых организаций

 В марте состоялись заседания Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, по результатам которых инициированы и направлены в профильные госорганы предложения по изменению действующего законодательства:

— внести изменения в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», предусматривающие возможность объединения в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида, а также устанавливающие альтернативные способы обеспечения имущественной ответственности в виде создания системы добровольного личного и (или) коллективного страхования и др., по усмотрению СРО;

— внести изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части изменения минимального размера компенсационного фонда, определив его в размере 25 млн. рублей и установления лимита в 5 млн. рублей по одному требованию о компенсационной выплате применительно к одному случаю причинения убытков;

— установить стандарты профессиональной деятельности членов СРО и осуществлять контроль за их соблюдением;

— в сфере саморегулирования арбитражных управляющих по жалобам, связанным с профессиональной деятельностью арбитражных управляющих, предусмотреть обязательную процедуру досудебного урегулирования споров перед передачей исковых требований в суд либо перед направлением жалобы в Росреестр, а также повысить уровень контроля за предоставлением отчетности о работе членов СРО;

— исключить дублирование функций СРО и контрольных (надзорных) органов при проведении проверок деятельности членов СРО.

Объединенный Социальный фонд и единый тариф страховых взносов

Минтрудом России разработаны проекты федеральных законов «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (о создании объединенного Социального фонда на базе Пенсионного фонда РФ и Фонда обязательного социального страхования РФ) и «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о едином тарифе страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемого одним платежом, в размере 30,0% и сверх базы — 15,1% с сохранением действующего размера тарифа и льготных категорий плательщиков (3 группы по размеру тарифа).

Проектами предусмотрена также уплата страховых взносов за работающих по гражданско-правовым договорам (2,9% в ФСС РФ — в н/вр добровольно), иностранных граждан (5,1% на ОМС — в н/вр не уплачивают), единая форма ежемесячного отчета (вместо действующих 6 отчетов).

Одновременно планируется внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, согласно которым для Социального фонда и аналогичных фондов будет предусмотрена отдельная организационно-правовая форма – государственный внебюджетный фонд.

В целях контроля за деятельностью Социального фонда предусмотрено создание нового высшего коллегиального органа управления Наблюдательного совета, состоящего из 7 человек. Из них только двое представляют стороны социального партнерства в сфере труда, остальные являются представителями органов государственной власти. Это снижает возможность учета мнения представителей работодателей и профсоюзов, поскольку решения принимаются большинством голосов.

ТПП РФ также предлагает предусмотреть:

— возможность включения в состав правления Социального Фонда представителей ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, поскольку их члены не всегда состоят в объединениях работодателей или профсоюзов;

— утверждение с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) нормативных правовых актов Социального Фонда, устанавливающих требования к страхователям, например, форм отчетности. Практика утверждения таких форм отчетности Пенсионным фондом РФ по своему усмотрению приводила к дополнительной нагрузке на страхователей.

Законопроекты о едином тарифе взносов на обязательное социальное страхование увеличивают финансовую нагрузку на работодателей в связи с повышением более чем в 1,5 раза (на 51,6%) предельной облагаемой базы для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательной уплатой взносов по гражданско-правовым договорам (2,9% в ФСС РФ) и за иностранных граждан (на ОМС – 5,1% в пределах и сверх базы). ТПП РФ предлагает отложить до 01.01.2024 г. вступление в силу этих изменений.

Кроме того, планируемое введение единой формы сведений (отчетности) может не привести к упрощению администрирования взносов страхователями в связи с механическим объединением нескольких форм в одну, сокращает сроки отчетности, и может повлечь дополнительные расходы работодателей на адаптацию программного обеспечения.

Планируется сократить срок оснащения источников выбросов приборами учета в городах – участниках эксперимента по квотированию выбросов

Правительством РФ во исполнение поручения Президента РФ от 25.12.2021 г. № Пр-2519 разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам создания систем автоматического контроля и осуществления государственного экологического контроля (надзора) при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ» (далее – законопроект), предусматривающий:

— необходимость оснащения до 31.01.2022 г. системами автоматического контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ стационарных источников выбросов таких веществ, расположенных на квотируемых объектах I, II и III категории в городах и территориях – участниках эксперимента;

— введение режима постоянного государственного контроля (надзора) на квотируемых объектах при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований, направленных на обеспечение охраны атмосферного воздуха и достижение установленных квот выбросов.

По мнению ТПП РФ, создание систем автоматического контроля выбросов в такие короткие сроки является затруднительным по объективным причинам:

— отсутствует утвержденный перечень приоритетных загрязняющих веществ для квотируемых объектов и формат передачи данных, что создает риски при проектировании таких систем и мешает запуску их в промышленную эксплуатацию;

— следует оценить возможность локализации в России производства приборов автоматического контроля выбросов, которые в основном импортируются, доступность приобретения их в условиях экономических санкций.

Установление режима постоянного государственного контроля (надзора) на квотируемых объектах, относящихся к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска представляется избыточным.

В настоящее время режим государственного контроля (надзора) с постоянным пребыванием инспекторов на объектах предусмотрен в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного пробирного надзора и касается единичных предприятий.

Замечания ТПП РФ по законопроекту направлены разработчику.

 ТПП не поддерживает законопроект, которым  предлагается значительно усилить административное давление на работодателей

В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направлено заключение ТПП РФ о проведенной в рамках публичных консультаций оценке регулирующего воздействия проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроект предусматривает введение в части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации» ранее отсутствовавшей санкции для организаций в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.

Также законопроектом предусмотрено кратное увеличение (в 10 раз по сравнению с действующей) ответственности работодателей за нарушение обязательств по коллективному договору, посредством введения в действующей статье 5.31 КоАП РФ «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению» повышенных штрафов.

Кроме того,  в статье 5.31 КоАП РФ в отдельном составе предлагается установить ответственность за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по вопросам условий и охраны труда, установленных коллективным договором, соглашением.

Палатой в своем заключении отмечено, что нормы законопроекта позволяют за формальное, незначительное нарушение требований охраны труда, приостановить деятельность предприятия на 90 дней, что неизбежно приведет к значительно более тяжелым последствиям (вплоть до ликвидации предприятия), чем само правонарушение.

Не поддержано палатой и предлагаемое законопроектом увеличение с 5 до 50 тысяч рублей размера штрафа для юридических лиц за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.31 КоАП РФ, в которой установлена ответственность работодателя за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

Противоречащей положениям статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой условия и охрана труда работников являются неотъемлемой частью коллективного договора, является предлагаемое законопроектом дополнение статьи 5.31 КоАП РФ новой частью 3, в которой устанавливается ответственность за нарушение или невыполнение работодателем, обязательств по вопросам условий и охраны труда, установленных коллективным договором, соглашением.

Палата считает, что в целом положения законопроекта устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключений из общих правил, в связи с чем создают условия для проявления коррупции.

Коротко:

1 марта вступил в силу в некоторой части Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».

С 1 марта 2022 года вступило в силу требование, в соответствии с которым в случае, если у работника организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции или действия клиента, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций или действий, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях или действиях независимо от того, относятся или не относятся такие операции к операциям, подлежащим обязательному контролю.

6 марта подписан Федеральный закон № 35-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 14.2 Федерального закона «О национальной платежной системе» и статьи 1.1 и 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (вступит в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования 6 марта).
Согласно закону, банковские платежные агенты теперь вправе принимать денежные средства от юридических лиц и ИП для зачисления на их банковские счета. Ранее банковским платежным агентам (субагентам) право осуществлять прием наличных денежных средств предоставлялось только в отношении физических лиц.

Также предусмотрено расширение данной функции путем распространения права на прием наличности от юридических лиц, ИП, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, медиаторов, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой.

6 марта вступил в силу Федеральный закон от № 36-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Законом расширен перечень активов, в которые можно инвестировать денежные средства, составляющие целевой капитал некоммерческой организации. В перечень включены инвестиционные паи биржевых паевых инвестиционных фондов и клиринговые сертификаты участия.

Также скорректированы положения, касающиеся расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, и вознаграждением управляющей компании.

6 марта вступил в силу Федеральный закон от 06.03.2022 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законом закреплена возможность уплаты в половинном размере субъектом МСП административного штрафа за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.

Так, административный штраф может быть уплачен в размере половины его суммы юридическим лицом, являющимся субъектом МСП, привлеченным к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1 — 4 статьи 14.32 КоАП РФ, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа.

9 марта вступил в законную силу Федеральный закон от 09.03.2022 г. № 49-ФЗ «О внесении изменения в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Законом продлен срок действия гарантий, предусмотренных Уголовным кодексом РФ в отношении лиц, представивших специальные декларации в ходе «амнистии капиталов»: лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им, в том числе, до 1 января 2022 года деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, при условии добровольного декларирования им активов и счетов (вкладов) в банках, в рамках их перевода в российскую юрисдикцию.

10 марта в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 84949-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Законопроектом понятийный аппарат Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» дополняется понятием соглашения о финансировании участия в кредите, предусматривающего предоставление внешним участником финансирования уполномоченном банку для выдачи кредита или займа с передачей риска невозврата указанного кредита или займа от уполномоченного банка к внешнему участнику. Перечень разрешенных валютных операций между резидентами, предусмотренный частью 1 статьи 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», дополняется операциями, связанными с расчетами и переводами в иностранной валюте в соответствии с соглашением о финансировании участия в кредите.

11 марта вступил в законную силу Федеральный закон от 14.03.2022 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено ввести требование об обязательном прохождении пономерного учета железнодорожного подвижного состава, перенести срок проведения сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности с 1 января 2022 года на 31 января 2023 года; сохранить парк иностранных воздушных судов у эксплуатантов Российской Федерации. Правительству РФ предоставлены полномочия на установление ответных ограничений в отношении судов, плавающих под флагом иностранных государств, Минтранс России наделено правом определять особенности применения на территории Российской Федерации актов Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств для исключения рисков применения на территории Российской Федерации решений, противоречащих интересам РФ.

11 марта вступил в законную силу Федеральный закон от 26.03.2022 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон устанавливает запрет на прекращение и приостановку производства медизделий и их ввоза в Российскую Федерацию без предварительного уведомления об этом уполномоченного органа не позднее, чем за 6 месяцев. Кроме этого, до 31 декабря 2022 года разрешен ввоз в РФ и дальнейшее обращение и применение лекарств в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах в случае их дефектуры или риска ее возникновения в период введения в отношении РФ ограничительных мер экономического характера; с 10 апреля 2022 года федеральные органы государственной власти наделяются полномочиями утверждать случаи и порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи вне медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; Правительству РФ предоставлено право в 2022 и 2023 годах принимать решения, предусматривающие особенности организации оказания медпомощи гражданам РФ и иностранцам.

11 марта Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», входящий в антикризисный пакет, которым в целях оперативного регулирования в 2022 году предусмотрено установление федеральными законами особенностей регулирования земельных отношений без внесения изменений в Земельный кодекс РФ; упрощен порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости; Правительство РФ наделено правом устанавливать случаи мены земельных участков и особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе без проведения торгов и с сокращением сроков их предоставления; органам государственной власти и местного самоуправления предоставлено право снижать размер арендной платы за земельный участок до одного рубля. Кроме того, до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе требовать от арендодателя увеличения срока действия договора аренды на срок до 3 лет, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате.

14 марта вступил в законную силу Федеральный закон от 14.03.2022 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и статью 21 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом до 31 декабря 2022 г. введено специальное правовое регулирование в сфере финансового рынка и корпоративных отношений. В частности, повышен с 1 до 5 процентов голосующих акций общества установленный законодательством об акционерных обществах порог участия в капитале общества, предоставляющий право на получение документов общества, на оспаривание в суде сделок и действий общества или члена его совета директоров. Кроме того, российским страховщикам запрещается заключать сделки с иностранными страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами из недружественных государств.

14 марта вступил в законную силу Федеральный закон от 14.03.2022 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов».

Закон предусматривает совершенствование механизма специальных инвестиционных контрактов (СПИК) в виде ориентации на привлечение долгосрочных негосударственных инвестиций в проекты по внедрению и (или) разработке современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции и одновременного применения механизмов специальных инвестиционных контрактов СПИК 1.0 (инструмент для привлечения инвестиций) и СПИК 2.0 (устанавливает трансфер технологий в российскую промышленность). Для создания равных условий для инвесторов, заключивших инвестиционный контракт СПИК 1.0 в период 2016-2019 годов, чьи проекты находятся в активной стадии реализации, предусмотреть возможность исполнения контракта СПИК 1.0 до 12 лет, то есть за пределами установленного 10-летнего срока.

22 марта Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», входящий в антикризисный пакет, которым устанавливаются в 2022 году особенности ввода в обращение ввозимых в Россию лекарственных препаратов для медицинского применения. При этом разрешается их ввоз в упаковках, предназначенных для иностранных государств, при наличии этикетки на русском языке; в части организации оптовой торговли введено требование о соблюдении установленных сроков отгрузки затребованных аптеками лекарственных препаратов; введена обязанность производителей или импортеров медицинских изделий уведомлять не менее чем за 6 месяцев до приостановки производства или ввоза в Россию. ТПП РФ направлены предложения в ответственный комитет Государственной Думы, в Минздрав России о необходимости в 2022-2023 гг. в рамках этого Закона наделить Правительство РФ правом принимать решения о бесплатном предоставлении кодов маркировки российским производителям лекарственных препаратов стоимостью до 500 рублей в целях снижения рисков волатильности рубля и ограничения поставок зарубежного оборудования и расходных материалов, используемого для маркировки лекарств.

25 марта в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 94578-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предлагается установить отдельные особенности осуществления градостроительной деятельности, в частности уточнить понятие исчерпывающего перечня документов, необходимых застройщику для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства; предусмотреть дополнительные полномочия Правительства РФ по регулированию в 2022 году особенностей выдачи документов и согласований для осуществления строительства и градостроительной деятельности.

26 марта вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом предусматривается, в частности, либерализация требований к организациям, претендующим на статус МХК при редомициляции в САР, возможность применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций к отдельным видам доходов, исключение из налоговой базы по налогу на прибыль доходов и расходов от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых, введение госпошлины за госрегистрацию международной компании в порядке редомициляции, а также за ежегодное подтверждение данного статуса в размере 150 000 рублей.

Принятые меры направлены на стимулирование перевода иностранных компаний в российскую юрисдикцию, повышение инвестиционной привлекательности специальных административных районов (САР).

26 марта вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Законом на период с 9 марта 2022 года до конца 2023 года отменено применение повышенного размера пени, установленного с 31 дня просрочки исполнения организацией обязанности по уплате налога. Сделки между взаимозависимыми лицами теперь признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 120 млн. рублей (ранее — 60 млн. рублей).

Установлена ставка НДС 0% в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, сроком на 5 лет, а также в отношении услуг по предоставлению в аренду объекта туриндустрии, введенного в эксплуатацию после 1 января 2022 г., в течение 20 налоговых периодов с момента ввода объекта в эксплуатацию.

Предусмотрена возможность применения заявительного порядка возмещения сумм НДС за налоговые периоды 2022 и 2023 годов организациями, не находящиеся в процедуре банкротства или процессе реорганизации. От НДФЛ освобождаются некоторые доходы физлиц (в том числе от экономии на процентах за пользование заемными средствами, проценты по вкладам за налоговые периоды 2021 — 2022 и др.). Скорректирован порядок налогообложения НДФЛ операций с ценными бумагами.

Многочисленные изменения коснулись порядка налогообложения налогом на прибыль (предусмотрена возможность уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, ставка налога 0% для организаций отрасли информационных технологий и пр.).

По транспортному налогу предусматривается применение повышающего коэффициента для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн. рублей (ранее — свыше 3 млн. рублей).

26 марта вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В КоАП РФ внесены изменения, согласно которым за впервые совершенное субъектами МСП и некоммерческими организациями правонарушение органы контроля и суды будут предупреждать, а не сразу штрафовать нарушителя. Норма распространяется на правонарушения, не связанные с причинением или угрозой причинения вреда здоровью людей, окружающей среде и имущественным ущербом.

Также уменьшены размеры штрафов для микро- и малых предприятий и СОНКО — на них распространены правила КоАП РФ о назначении административного наказания в виде административного штрафа индивидуальным предпринимателям.

Поправками, в числе прочего, исключены ситуации, когда за одно нарушение одновременно привлекаются к ответственности и юридическое лицо, и его сотрудник: в случае, если виновен работник, работодатель не подлежит административной ответственности, а также установлен запрет на наложение нескольких административных штрафов за совершение нескольких однотипных административных правонарушений, объединенных одним составом, и выявленных в ходе осуществления госконтроля. В таких случаях необходимо назначать административное наказание как за одно правонарушение.

26 марта вступил в законную силу Федеральный закон от 26.03.2022  г. № 74-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

В Законе закреплены меры поддержки участников внешнеэкономической деятельности: устанавливается возможность ввоза до 1 января 2029 года многокомпонентного товара в рамках нескольких внешнеэкономических сделок; исключается необходимость предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих такую деятельность менее года; сокращается процедура выдачи таможенными органами классификационных решений; расширяется применение эксперимента по маркировке на территории РФ ввозимой алкогольной продукции и срок его проведения. Правительство РФ наделено полномочиями по определению случаев (условий) предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты суммы задолженности по уплате таможенных платежей, случаев, когда декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, может выступать лицо, не являющееся владельцем свободного склада, а также по определению инвестиционных проектов, в отношении которых может применяться выпуск до подачи декларации на товары, и приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов, в отношении которых может предоставляться тарифная льгота на ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей.


Департамент законотворческой деятельности