Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

№  179 март 2023 года

В Российской Федерации вводится «Цифровой рубль»

16 марта Государственной Думой в первом чтении принят законопроект № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля».

Законопроектом, на основе ранее разработанной и опубликованной Банком России «Концепции цифрового рубля», предусматривается установление основ правового регулирования и порядка осуществления перевода цифровых рублей, которые будет эмитировать Центральный Банк.

Все граждане Российской Федерации, а также организации и индивидуальные предприниматели получат право иметь счета непосредственно в Центральном Банке через операторов, а операторами, в свою очередь, будут выступать коммерческие банки.

Технически цифровой рубль представляет собой уникальный цифровой код, который хранится в электронном кошельке на специальной платформе Центрального банка. Одним из важнейших отличий цифрового рубля от наличных денег является его виртуальная форма. Вместе с тем, в отличии от безналичных денежных средств, цифровыми рублями можно будет расплачиваться без подключения к интернету. Также необходимо отметить, что в соответствии с законопроектом, на цифровые рубли не будут начислять проценты, то есть цифровой рубль не будет приносить его владельцу доход по вкладу или накопительному счету (в связи с тем, что оператор платформы цифрового рубля не может использовать цифровые рубли, в отличие от договора банковского счета).

Согласно законопроекту, Центральный Банк в целях организации и обеспечения функционирования цифрового рубля вправе создавать и участвовать в капитале других организаций. Также Центральный Банк будет устанавливать максимальные значения для сумм операций с цифровыми рублями и сумм остатков цифровых рублей на счетах и кошельках, а также определять порядок, перечень операций и сроки обеспечения кредитными организациями своим клиентам возможности совершения операций.

Цифровой рубль вводится в оборот с 1 апреля 2023 года. В части, касающейся отношений, связанных с банкротством и таможенных отношений, уполномоченные органы получат право изымать цифровые рубли в порядке исполнительного производства и взыскивать таможенные и иные платежи с 1 января 2024 года. Не исключено, что с учетом большого количества замечаний и предложений к законопроекту, в том числе, в части защиты персональных данных и непрозрачного понятийного аппарата, сроки вступления в силу положений законопроекта будут изменены на более поздние сроки.

Помимо этого, 16 марта в первом чтении принят законопроект № 270852-8 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», который следует рассматривать во взаимосвязи с законопроектом № 270838-8.

В соответствии с изменениями, которые вносятся в Гражданский кодекс, граждане будут иметь право заключать договоры цифрового счета, цифрового кошелька, на котором будут храниться цифровые рубли. Законопроектом также определяются способы обращения цифровых рублей, в частности, порядок наследование такого имущества. В целом, за исключением отдельных положений к договору цифрового счета применяются общие правила о договоре банковского счета.

ТПП РФ не поддержала распространение туристического сбора на всю территории страны

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 202320-8 «О туристическом сборе и внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (о введении туристического сбора), внесенный группой депутатов Государственной Думы.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2019 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» в данных субъектах Российской Федерации проводится эксперимент по взиманию аналогичного неналогового платежа — курортного сбора.

В соответствии с законопроектом с 1 января 2023 года предлагается распространить на всю территорию Российской Федерации взимание неналогового платежа — туристического сбора (в размере не более 100 рублей за день фактического проживания совершеннолетнего физического лица, проживающего  в объекте размещения более 24 часов). Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно на основе предложений муниципальных образований принимать решение о введении сбора, его размере и устанавливать дополнительные категории лиц, освобождаемых от его уплаты.

Федеральным законом от 05.12.2022 № 489-ФЗ срок проведения эксперимента по взиманию курортного сбора продлен до 31.12.2024. По мнению Палаты, частое изменение законодательного регулирования, сопровождающееся увеличением нагрузки на физических лиц по уплате дополнительных неналоговых платежей, не отвечает принципу, предполагающему сохранение разумной стабильности правового регулирования.

Уплата туристического сбора увеличит расходы гостиниц и иных средств размещения на его администрирование и может повлиять на выбор туристов в пользу нелегально работающих средств размещения, что отразится на поступлении доходов в бюджет.

Представляется несвоевременным введение сбора за проживание туриста в отечественных средствах размещения в условиях экономических санкций, когда возможность выбора зарубежных курортов для большинства туристов ограничена.

ТПП РФ предлагает вернуться к рассмотрению предложения о введении туристического сбора на всей территории России после завершения 31.12.2024 г. эксперимента по курортному сбору, комплексной оценке его влияния на развитие внутреннего туризма и вклада в развитие курортной инфраструктуры названных регионов проведения эксперимента.

Заключение ТПП РФ по законопроекту направлено в ответственный комитет Государственной Думы. Законопроект был отозван субъектами законодательной инициативы.

 В Правительство РФ направлены предложения ТПП РФ по урегулированию отношений в сфере навигационной деятельности

В Правительство Российской Федерации направлены для рассмотрения проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О навигационной деятельности» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Проекты разработаны ТПП РФ на базе предложений отечественных производителей навигационного оборудования.

Первый законопроект направлен на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере навигационной деятельности для обеспечения безопасности общества и государства, в том числе повышения уровня антитеррористической защищенности, транспортной безопасности, надежности и устойчивости транспортной информационной инфраструктуры, развития цифровой экономики.

Вводимыми законопроектом нормами предлагается установить правовые основы осуществления навигационной деятельности в Российской Федерации, создать условия для навигационного обеспечения, индивидуального потребления навигационной информации средствами навигации, урегулировать вопросы предоставления услуг в сфере навигационной деятельности, уточнить компетенцию органов государственной власти всех уровней и муниципального управления в указанной сфере.

Предложено создать Единую государственную информационную систему навигационного обеспечения (ЕГИСНО), которая позволит обеспечить юридическую значимость навигационной информации и защиту от киберпреступников и недобросовестных лиц.

Нормами законопроекта вводятся новые термины, например, «комплексное навигационное обеспечение», под которым предлагается понимать процесс предоставления авторизованному потребителю навигационной информации, включающий в себя мониторинг средств навигационной деятельности оператора услуг и регистрацию предоставленной этому потребителю навигационной информации в единой государственной информационной системе навигационного обеспечения.

Вторым законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушение требований законодательства о навигационной деятельности.

ТПП РФ предлагает установить претензионный порядок обжалования действий о ненадлежащем содержании многоквартирных домов

На отзывы в профильные министерства направлен разработанный Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предлагается установить в Жилищном кодексе Российской Федерации правило о соблюдении собственниками помещений в многоквартирном доме претензионного порядка урегулирования спора  о ненадлежащем содержании и ремонте общего имущества с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, подрядной организацией перед обращением в суд с исковым заявлением или с заявлением, жалобой в орган государственного жилищного надзора или иной уполномоченный на рассмотрение жалобы орган.

Предложенное проектом регулирование позволит сократить сроки урегулирования споров и организовать эффективное взаимодействие собственников помещений с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и подрядчиками.

 Требования к проведению государственной экологической экспертизы предлагается уточнить

 В соответствии с пунктом 7 Плана законопроектной деятельности ТПП РФ на 2023 год разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Законопроектом предлагаются уточнения пунктов 2 и 3 статьи 34 названного Федерального закона в целях исключения встречающихся на практике требований о проведении государственной экологической экспертизы в отношении реализованных проектов и текущей хозяйственной деятельности.

По информации предпринимателей, на практике территориальными органами Росприроднадзора предъявляются по отношению к деятельности операторов морских терминалов, а также ФГУП «Росморпорт», требования о проведении государственной экологической экспертизы на любой осуществляемый ими в морском порту вид деятельности, в том числе и тот, который осуществляется на основании проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, требования о прохождения экологической экспертизы на стоянку судов у причала, что является неотделимой функцией порта. Это создает ситуацию неопределенности в деятельности компаний.

Проектируемые изменения предусматривают, что государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море проводится в отношении планируемой и иной намечаемой деятельности, тем самым привести указанные положения статьи 34 в соответствие с предметом экологической экспертизы (ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе») и целями ее проведения (ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Из перечня объектов ГЭЭ в рассматриваемой сфере также предлагается исключить инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для целей разработки проектной документации на строительство во внутренних морских водах и в территориальном море, поскольку в отношении данной намечаемой деятельности предусмотрено проведение ГЭЭ.

Законопроект направлен в министерства на отзывы.

В Государственную Думу направлены предложения об альтернативных способах обеспечения ответственности арбитражных управляющих

 В Комитет Государственной Думы по финансовому рынку направлено заключение по проекту федерального закона № 321725-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о допуске к страхованию ответственности арбитражных управляющих обществ взаимного страхования.

Палата концепцию законопроекта поддерживает. Вместе с тем предлагает предусмотреть в проекте возможность использования в качестве обеспечения ответственности арбитражных управляющих не только страхования, но и альтернативных способов (таких как (залог имущества, поручительство, банковскую гарантию, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов), а также усовершенствовать механизм осуществления компенсационных выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

По мнению Палаты, предложенные дополнения будут способствовать совершенствованию механизма обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих и увеличению платежеспособности саморегулируемой организации в случае причинения ее членами убытков в ходе процедуры банкротства.

 ТПП РФ предлагает отложить принятие проекта закона о заключении договоров на перевозку железнодорожным транспортом на условиях «вези или плати»

 ТПП РФ в Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры направлено заключение на проект федерального закона № 43217-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», установив взаимную ответственность грузоотправителей и перевозчиков, что, по мнению разработчиков, позволит  гарантировать загрузку перспективных перевозочных мощностей, а также обеспечение перевозок грузов в рамках долгосрочных договоров.

В заключение Палаты отмечено, что законопроект нуждается в дополнительном обсуждении, так как его положения не соответствуют складывающейся на сегодня ситуации.

Рядом принятых в 2022 году Постановлений Правительства РФ приостановлено действие Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и введен чрезвычайный (устанавливаемый самим перевозчиком) режим доступа к дефицитному ресурсу — к перевозке. В этой связи  предлагаемые законопроектом гарантии вывоза продукции в настоящий момент неисполнимы.

По мнению Палаты, устанавливая обязательство грузоотправителя по внесению платы по принципу «вези или плати», законопроект ставит естественную монополию в заведомо выгодные условия, не ограничивая её в возможности неосновательного списания платы с грузоотправителя за не оказанные услуги.

Кроме того, предлагаемые законопроектом меры не решают проблему невыполнения участниками перевозочного процесса заявок, так как в  законодательстве отсутствуют нормативные сроки для перевозчика по приёму груза к перевозке.

В этой связи Палатой предложено предусмотреть в законопроекте  ответственность грузоотправителя в случае нарушений условий договора в части непредъявления грузов к перевозке, пересмотреть положения законопроекта о том, что перевозчик освобождается от ответственности в случаях, если грузы не были приняты для перевозки по причинам, зависящим от грузоотправителя, либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также установить сроки уплаты перевозчиком штрафа в случае нарушения договорных обязательств (в случае неприема грузов для перевозки).

Палата разработала поправки к проекту о процедуре закупки товаров для ремонта многоквартирных домов

В Комитет Государственной Думы по строительству и ЖКХ направлены поправки к проекту федерального закона № 253077-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», разработанные Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ.

Проектом предусмотрено совершенствование процедуры закупки товаров (материалов и оборудования) при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Концептуально поддержав положения законопроекта, Палата предлагает в целях создания равноправных условий для собственников помещений в многоквартирных домах в законопроекте предусмотреть возможность совершения по специальному счету операции по списанию денежных средств, связанному с оплатой товаров (материалов и оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; включить договоры на поставку указанных товаров в перечень договоров, для исполнения обязательств по которым может быть обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на специальном счете.

 ТПП РФ проводит работу по устранению противоречий норм законодательства о раскрытии персональных данных саморегулируемыми организациями

В Минцифры России направлена информация о противоречии норм законодательства в части раскрытия информации саморегулируемыми организациями в связи с применением статьи 10.1 Федерального закона «О персональных данных».

Дело в том, что в Законе о саморегулируемых организациях установлена обязанность саморегулируемой организации публиковать на своем официальном сайте информацию о деятельности ее членов, в том числе содержащую персональные данные и осуществлять обработку персональных данных. За нарушение саморегулируемой организацией вышеуказанных обязанностей статьей 14.52 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом  Законом о персональных данных предусмотрен запрет для саморегулируемых организаций раскрывать третьим лицам и распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Обработка персональных данных, произведенная с нарушением указанных требований, является административным правонарушением в соответствии со статьей 13.11 КоАП РФ.

Вместе с тем установленные субъектом персональных данных запреты не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством Российской Федерации.

Саморегулируемые организации, членство в которых в соответствии с федеральными законами является обязательным для осуществления определенной деятельности (арбитражного управления, энергетического обследования, аудита, оценочной деятельности, деятельности финансовых организаций и др.), не включены в указанный перечень, несмотря на осуществление ими публичных полномочий в государственных, общественных и публичных интересах, определенных российским законодательством.

Таким образом, учитывая, что в Законе о персональных данных не урегулированы вопросы раскрытия саморегулируемыми организациями с обязательным членством, персональных данных своих членов в случае их отказа на обработку персональных данных, а в Законе о саморегулируемых организациях установлена обязанность саморегулируемых организаций раскрывать персональные данные своих членов независимо от их согласия, возникает конкуренция норм указанных законов, которая требует разъяснения и (или) нормативного регулирования.

 Палата обратила внимание на риски «Цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных»

В Министерство экономического развития Российской Федерации Палата направила заключение по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Согласно законопроекту субъекты малого бизнеса будут предоставлять статистическую отчетность не по формам, а по исчерпывающему перечню показателей, который сформирован Росстатом с учетом следующих критериев: устранение дублирования, универсальность показателя для максимального числа видов экономической деятельности, использование показателя для контроля исполнения документов стратегического планирования, значимость вклада субъектов малого предпринимательства в расчет значения показателя, а также максимальное исключение ежемесячной отчетности.

Перечень не содержит показателей, официальную статистическую информацию по которым возможно сформировать с использованием административных данных. В настоящее время в перечне 262 показателя, не более чем по 50 из которых респонденту необходимо представить первичные статистические данные (18 общеэкономических и до 30 отраслевых показателей). Основная часть показателей сформированного перечня имеет годовую периодичность. Предоставлять первичные статистические данные по перечню показателей подавляющее большинство субъектов малого бизнеса будут не более четырех раз в год.  Также в целях упрощения взаимодействия с респондентом законопроектом предусматривается установить формат единой точки сбора отчетности через личный кабинет респондента, доступ к которому может быть предоставлен, в том числе через ЕПГУ и портал МСП. Личный кабинет респондента призван создать единый, прозрачный механизм управления отчетностью, автоматизировать ее сбор и обработку.

Торгово-промышленная палата РФ обратила внимание на то, что его принятие может вызвать рост косвенных (накладных) расходов предприятий малого и среднего бизнеса в связи с переходом на «Цифровую аналитическую платформу предоставления статистических данных».

Поскольку не все представители бизнеса обладают достаточной квалификацией для заполнения форм статистической отчетности, в связи с чем, будут вынуждены обращаться в специализированные организации, где подготовленных специалистов, имеющих навыки взаимодействия с «Цифровой аналитической платформой предоставления статистических данных», в настоящий момент будет недостаточно, что при увеличенном спросе и низком предложении может привести к росту цен на данные услуги.

Палата предложила конкретизировать порядок проведения профилактического визита контролеров по инициативе бизнеса

6 марта в Государственную Думу направлены подготовленные Палатой поправки ко второму чтению законопроекта №209495-8 «О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц)». Законопроект ранее был разработан ТПП РФ и принят в 1 чтении.

Поправками конкретизируется порядок проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Так, поправками предлагается установить следующее: контрольный орган вправе запросить у контролируемого лица, подавшего такое заявление, дополнительную информацию и документы; контролируемое лицо не вправе подавать более одного заявления в один контрольные (надзорный) орган в год; профилактический визит по заявлению не может быть проведен менее чем за 30 дней до назначенного планового контрольного мероприятия; заявление контролируемого лица о проведении профилактического визита подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение заявления органом в течение десяти рабочих дней со дня его регистрации.

Ожидается, что второе чтение законопроекта может состояться в период весенней сессии 2023 года.

 Коротко:

1 марта в рамках работы подкомиссии по «регуляторной гильотине» в Правительство РФ направлено заключение ТПП РФ на проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил функционирования единой информационной системы электронных путевок и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2019 №747 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации».

Проектом предлагается определить порядок и срок формирования электронной путевки, порядок и срок направления турагентом туроператору уведомления о заключении договора о реализации туристского продукта, структуру электронной путевки, иные сведения, подлежащие представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок.

В соответствии с заключением ТПП РФ не поддерживает проект, поскольку он содержит пробелы и противоречия, замечания по которым ранее были высказаны рабочей группой в сфере туризма, физической культуры и спорта, но так и не были учтены разработчиком. Данные противоречия в перспективе могут повлечь нарушение прав и интересов туроператоров.

9 марта в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 310855-8 «О внесении изменений в статью 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части установления уголовной ответственности за безлицензионное производство и оборот табака и табачной продукции)». Законопроектом предлагается внести изменения в статью 171.3 УК РФ, установив уголовную ответственность за производство, закупку, поставку (в том числе при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации), хранение табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства без соответствующей лицензии.

9 марта в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 310899-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения административной ответственности за правонарушения в сфере производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции)».

Законопроектом в статьях  14.53 и 14.67 КоАП РФ предлагается установить административную ответственность за правонарушения в сфере производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, аналогичные тем, которые уже предусмотрены КоАП РФ за нарушения при осуществлении деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

14 марта в Государственную Думу депутатами внесен проект федерального закона № 313697-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».  Законопроектом предлагается дополнить УК РФ новой статьей 217.3, в которой установить уголовную ответственность за деяния, нарушающие требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, смерть человека, смерть двух или более лиц. Расследование таких преступлений предлагается поручить ФСБ, МВД и СК.

14 марта в Государственную Думу группой сенаторов и депутатов внесен проект федерального закона № 313756-8 «О внесении изменений в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законопроект разработан в целях оптимизации процедуры хранения и уничтожения изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и предметов, используемых для их производства и оборота.  Предлагается внести изменения в пункт 7 части второй статьи 82 УПК РФ, предоставив возможность уничтожать изъятую продукцию сразу после проведения необходимых исследований и экспертиз, не передавая ее на хранение по делам, по которым лица не установлены.

14 марта постановлением Правительства Российской Федерации №384 для сельхозпроизводителей Дальневосточного федерального округа увеличен с 20% до 50% размер возмещения из федерального бюджета прямых затрат от фактической стоимости на создание или модернизацию селекционно-семеноводческих центров. Получатели средств определяются в ходе конкурсного отбора. Одновременно увеличен с 3 до 5 лет срок после начала работ, в течение которого дальневосточные инвесторы могут обращаться за получением компенсации на строительство селекционно-семеноводческих комплексов.

16 марта в Государственную Думу Российской Федерации группой депутатов внесен проект федерального закона № 315954-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Законопроектом предлагается закрепить функцию золотовалютного резерва в качестве средства обеспечения удовлетворения экстренных потребностей РФ в чрезвычайных ситуациях, а также закрепить за ЦБ РФ функцию разработки стратегические основ валютной политики РФ.

Помимо этого, предлагается наделить ЦБ РФ полномочиями правовой регламентации внедрения и использования передовых цифровых технологий на финансовом рынке и переориентации кредитных организаций на инвестиционно-кредитную деятельность в стратегически важных секторах экономики России, что в условиях внедрения «Цифрового рубля» представляется одной и важнейших функций.

17 марта в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 316684-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроект предусматривает дополнение статьи 9.1 КоАП РФ «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» КоАП новой частью 3.1., которая определяет самостоятельный состав административного правонарушения, заключающегося в нарушении отдельных требований промышленной безопасности (в том числе невыполнение требований к проведению дегазации при добыче угля (горючих сланцев)), и устанавливает санкцию в виде административного штрафа, повышенного по сравнению со штрафами за другие нарушения требований промышленной безопасности, либо административного приостановления деятельности для юридических лиц или повышенного размера административного штрафа либо дисквалификации для должностных лиц за совершение такого правонарушения.

22 марта депутатами Государственной Думы внесены проекты федеральных законов:

№319616-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (о распространении норм, касающихся добровольного страхования туристов, на поездки по территории Российской Федерации);

№ 319049-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (о регулировании деятельности железнодорожных туристских поездов).

___________________________________________________________________

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ