Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

 №  182 июнь 2023 года

Принят 45-й закон о торгово-промышленных палатах субъектов Российской Федерации

6 июня вступил в силу Закон Республики Мордовия от 05.06.2023 г.                  № 34-З «О торгово-промышленной палате Республики Мордовия».

Закон стал 45-м по счету и в полной мере позволит ТПП Республики Мордовия осуществлять возложенные на нее полномочия в интересах бизнеса региона, полноправно участвовать в реализации государственной и областной политики по развитию предпринимательства, промышленности, внешнеэкономической деятельности и создавать благоприятные условия для предпринимательской деятельности региона.

Исходной позицией Закона поступило правило том, что нормативные основы работы торгово-промышленной палаты регулируются соответствующим федеральным законом, тогда как региональный закон призван выделить особенности деятельности Палаты в регионе.

Законом, в частности, закреплены цели и задачи ТПП Республики Мордовия в целях содействия развития предпринимательства Республики Мордовия, системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности, экспорта товаров, урегулированию споров.

Порядок выдачи торгово-промышленными палатами сертификатов о происхождении товаров будет уточнен

27 июня в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 389969-8 «О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

Концепция законопроекта на этапе «нулевого» чтения была согласована с ТПП РФ.

Проектом предлагается наделить ТПП РФ правом устанавливать по согласованию с Минэкономразвития России порядок выдачи торгово-промышленными палатами сертификатов о происхождении товаров, а также порядок и сроки удостоверения палатами документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности (принятия решения об отказе в удостоверении указанных документов).

При этом предлагается установить общий срок выдачи торгово-промышленными палатами сертификата о происхождении товаров (принятия решения об отказе в выдаче такого сертификата), равный 5 рабочим дням, который будет исчисляться с даты получения заявления о выдаче сертификата о происхождении товаров вне зависимости от способа подачи данного заявления. Также предлагается установить исчерпывающий перечень случаев, при которых течение данного срока приостанавливается.

Возможность изменения стоимости выдачи торгово-промышленными палатами сертификатов о происхождении товаров и удостоверения торгово-промышленными палатами документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, предлагается ограничить пределом увеличения индекса потребительских цен в течение года внесения изменений, рассчитываемого Росстатом. Ожидается, что первое чтение законопроекта состоится в период осенней сессии Государственной Думы.

По предложению ТПП РФ социально ориентированные НКО могут получить поддержку   

26 июня Минэкономразвития России представило заключение на разработанный Палатой проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям преимуществ в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц наравне с субъектами малого и среднего предпринимательства)».

Законопроектом предлагается установить, что социально ориентированные некоммерческие организации (далее – СОНКО) при участии в закупках,  осуществляемых в рамках Закона № 223-ФЗ, отдельными видами юридических лиц (государственными компаниями), получают тот же набор прав и привилегий, что и субъекты малого и среднего предпринимательства.

Также законопроектом предусматривается, что оказание поддержки СОНКО осуществляется в форме осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СОНКО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд отдельных видов юридических лиц.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят расширить спрос на товары, работы и услуги СОНКО, увеличить их объем, а также повысить их качество посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития данных субъектов.

От ужесточения уголовной ответственности за создание картелей решили отказаться

 Совет Государственной Думы предложил отклонить принятый в декабре 2022 года в первом чтении проект федерального закона № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагалось установить повышенную ответственность за заключение картеля, запрещенного антимонопольным законодательством, а равно участие в нем, без учета наступления вредных последствий. В частности предлагалось ввести отдельные квалифицированные составы для картелей на торгах, усилить наказание за заключение картеля и участие в нем вплоть до 4 лет лишения свободы, вследствие чего деяние было бы отнесено к категории средней тяжести, повысить пороговые суммы крупного и особо крупного размера причиненного ущерба либо извлеченного дохода.

В январе 2023 года ТПП России совместно с РСПП, «Деловой Россией» и «Опорой России» обратилась к Председателю Государственной Думы В.В. Володину с просьбой не принимать указанный проект закона, усиливающий давление на бизнес, и учесть позицию предпринимательского сообщества по указанному законопроекту.

По мнению всех четырех бизнес-объединений, законопроектом было необоснованно предложено увеличить наказание в виде лишения свободы по статье 178 УК РФ за заключение картельного соглашения, формализовать состав данного преступления, исключив последствия картельной сделки в виде «ограничения конкуренции», установить индивидуальную повышенную уголовную  ответственность для владельцев бизнеса, незначительно (без учета изменившейся с 2019 года экономической реальности) повысить порог извлеченного дохода и причиненного ущерба, необходимые для привлечения к уголовной ответственности за заключение картеля.

Предложенные ФАС России меры могли привести к увеличению сроков давности привлечения к уголовной ответственности и освобождения от отбывания наказания, увеличению сроков погашения судимости, существенному ограничению возможности условно-досрочного освобождения, возможности проводить оперативно-розыскные мероприятия фактически в отношении любого хозяйствующего субъекта и целому ряду других негативных для бизнеса последствий.

Палата направила в Государственную Думу заключение по налогу на сверхприбыль

ТПП РФ подготовила и направила заключение по проекту федерального закона № 379248-8 «О налоге на сверхприбыль», внесенному в Государственную Думу 13 июня 2023 г. Правительством РФ.

Законопроектом в целях формирования дополнительных доходов федерального бюджета предлагается установить налог на сверхприбыль для организаций, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась выше 1 млрд. рублей. Налоговая база для данного налога рассчитывается как прирост средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год, а налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов.

Палата предложила ко второму чтению внести изменения в законопроект, в частности, предложено не признавать налогоплательщиками налога на сверхприбыль организации, являющиеся резидентами особой экономической зоны, которые в 2018-2019 годах находились в стадии осуществления капитальных вложений и чьи проекты вышли менее чем на 50 процентов планируемой производственной мощности. Предложение обусловлено тем, что  законопроектом сверхприбыль определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021-2022 годы над средней арифметической величиной прибыли за 2018-2019 годы. В то же время формулировки законопроекта не предполагают изъятия для налогоплательщиков, которые в 2018-2019 годы осуществляли капитальные вложения, не вели на этой стадии заметной коммерческой деятельности и фактически не имели существенной прибыли.

Таким образом, прибыль, полученная такими налогоплательщиками в 2021-2022 гг., приравнивается к сверхприбыли, тогда как фактически она была получена не за счет выгодной конъюнктуры рынка, а по причине завершения инвестиционного цикла и выхода проекта на плановую мощность.

Также в целях формирования экономически обоснованного подхода к прибыли за соответствующий год предложено сумму рассчитанной сверхприбыли уравнивать с величиной накопленного налогового убытка с тем, чтобы в случае если налоговый убыток окажется больше величины сверхприбыли, налоговая база приравнивалась нулю.

ТПП РФ направила в Государственную Думу предложения по реализации Основных направлений налоговой политики

ТПП РФ направила заключение по проекту федерального закона № 369931-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части реализации отдельных положений Основных направлений налоговой политики) в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

Заключение Палаты содержит замечания и предложения по 30 нормам законопроекта: по вопросам налогового администрирования и проведения мероприятий налогового контроля; налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов и участников внешней экономической деятельности; компенсации дистанционным работникам за использование собственного оборудования; обязательного имущественного страхования; учета ценных бумаг и по другим вопросам.

В частности, Палатой предложено придать обратную силу проектируемой норме, в соответствии с которой  в отношении выплачиваемого дохода в иностранной валюте, налог исчисляется по официальному курсу Банка России на дату выплаты дохода, распространив ее действие с 1 января 2023 года. Предложение обусловлено необходимостью избежать возникновения курсовых разниц на момент выплаты дохода и на дату уплаты налога.

Также предложено отложить введение нормы, в соответствии с которой Федеральная палата адвокатов Российской Федерации наделяется обязанностью сообщать в ФНС сведения об адвокатах, поскольку ее принятие, с учетом отсутствия в настоящее время правовых оснований для реализации проектируемых изменений (в том числе отсутствия Единого государственного реестра адвокатов и комплексной информационной системы адвокатуры), представляется преждевременным.

Будет конкретизирован порядок проведения профилактических мероприятий по инициативе бизнеса

Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрен ко второму чтению пакет правительственных поправок к проекту федерального закона № 209495-8 «О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект разработан ТПП РФ и внесен в Государственную Думу группой депутатов (К.Ю. Захаровым, А.Б. Выборным, В.В. Павловым и др.) и предлагает наделить контролируемых лиц правом обращаться в контрольные (надзорные) органы с заявлением о проведении профилактического визита.

Поправки Правительства РФ предусматривают, что контрольные (надзорные) органы рассматривают заявление бизнеса о проведении профилактического визита в течение 10-ти рабочих дней. При этом учитывается кадровая и финансовая обеспеченность такого органа. Также поправки устанавливают перечень оснований для отказа в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица (например, если контролируемое лицо злоупотребляет своим правом и обращается за проведением профилактического визита непосредственно перед проверкой).

Ожидается, что в окончательной редакции законопроект будет принят до конца весенней сессии Государственной Думы.

Росреестр поддержал концепцию нового законопроекта ТПП РФ

 Советом ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10.1 Федерального закона «О персональных данных».

Проект предусматривает устранение противоречий между нормами законодательства в части раскрытия информации саморегулируемыми организациями.

В Законе о саморегулируемых организациях установлена обязанность саморегулируемой организации публиковать на своем сайте информацию о деятельности ее членов, в том числе, содержащую персональные данные и осуществлять обработку персональных данных. За нарушение саморегулируемой организацией вышеуказанных обязанностей статьей 14.52 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

При этом Законом о персональных данных (статья 10.1) предусмотрен запрет для саморегулируемых организаций раскрывать третьим лицам и распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Обработка персональных данных, произведенная с нарушением указанных требований, является административным правонарушением в соответствии со статьей 13.11 КоАП РФ.

Установленные субъектом персональных данных запреты не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством Российской Федерации. Напротив, саморегулируемые организации, членство в которых в соответствии с федеральными законами является обязательным (арбитражные управляющие, энергетическое обследование, аудит, оценочная деятельность, деятельность финансовых организаций и др.) в указанный перечень не включены, несмотря на осуществление ими публичных полномочий в государственных, общественных и публичных интересах.

Таким образом, учитывая, что в Законе о персональных данных вопросы раскрытия саморегулируемыми организациями с обязательным членством персональных данных своих членов не урегулированы, а в Законе о саморегулируемых организациях установлена обязанность саморегулируемых организаций раскрывать персональные данные своих членов независимо от их согласия возникает конкуренция норм указанных Законов.

Законопроект был направлен ТПП РФ на отзыв в Росреестр и получил концептуальную поддержку ведомства. В ближайшее время ожидается его внесение в Государственную Думу.

ТПП РФ инициировала поправки к Закону «О народных художественных промыслах»

В Государственной Думе идет подготовка ко второму чтению проекта федерального закона № 321836-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах» (в части совершенствования правового регулирования отношений и расширения направлений государственной поддержки в области народных художественных промыслов).

Законопроектом предусмотрены изменения, направленные на формирование системы народных художественных промыслов (далее — НХП), уточняется понятийный аппарат Федерального закона, расширяется перечень участников этой деятельности и направлений государственной поддержки.

Палатой инициировано внесение в Комитет Государственной Думы по культуре поправок ко второму чтению законопроекта, подготовленных на основании предложений предприятий и ассоциаций отрасли и предусматривающих:

— сохранение права на региональную поддержку организаций НХП, включенных в федеральный перечень, которым поддержка может оказываться также за счет средств федерального бюджета;

— утверждение уполномоченным органом с учетом мнения федерального экспертного совета в данной сфере перечня видов производств изделий НХП, которые могут осуществляться самозанятыми — мастерами НХП;

— государственную поддержку тематических программ просвещения детей и молодежи;

— уточнение порядка установления мест традиционного бытования НХП;  определение понятий в сфере НХП;

— определение изделий, не являющихся изделиями НХП.

Ожидается, что проект закона будет принят в окончательной редакции до конца текущей сессии Государственной Думы.

ТПП РФ предложила снизить административные барьеры в деятельности арбитражных управляющих

Торгово-промышленная палата Российской Федерации разработала и направила в государственные органы предложения о предоставлении возможности арбитражному управляющему получать в деле о банкротстве копии документов, на основании которых производилось отчуждение (приобретение) имущества должника.

Инициатива сформирована с учетом проблем правоприменения в рамках дел о банкротстве и предлагает соответствующие изменения в Федеральные законы «О государственной регистрации недвижимости» и «О несостоятельности (банкротстве)».

Дело в том, что в процедуре банкротства арбитражный управляющий должен выявить имущество должника, составить опись имущества, проанализировать финансовое состояние должника и др. для формирования конкурсной массы, проведения работы по оспариванию сделок должника и обеспечения недопущения злоупотребления правами со стороны одного из кредиторов в ущерб интересам других лиц.

Для реализации указанных задач законодатель предусмотрел право арбитражного управляющего собирать информацию о сделках должника.

Однако право арбитражных управляющих получать копии документов, на основании которых производилось приобретение либо отчуждение имущества должника, в законодательстве не установлено. Арбитражный управляющий должен обращаться в суд за разрешением изъятия таких материалов. При этом, исходя из практики правоприменения, суды нередко отказывают в получении необходимых документов, а должностные лица государственных органов не выдают копии запрашиваемых документов по причине отсутствия у арбитражных управляющих такого права в законодательстве.

Такая ситуация препятствует принятию полных и своевременных мер к выявлению оснований для оспаривания сделок, влечет затягивание сроков дел о банкротстве и невозможность для арбитражного управляющего качественно и всесторонне выполнять его обязанности по «банкротным делам».

Предлагаемые ТПП РФ изменения позволят исключить указанные риски, совершенствовать работу арбитражного управляющего, а также облегчить принятие судом законных и обоснованных решений по делам о банкротстве ввиду наличия полного комплекта необходимых документов.

Неравные условия для гостиниц по сравнению с туристским жильем следует устранить

В  ТПП РФ рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменения в часть 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект), разработанный Минстроем России. В соответствии с проектом особенности предоставления жилых помещений в краткосрочный наем предполагается установить путем издания соответствующих правил органом государственной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В настоящее время к классифицированным коллективным средствам размещения предъявляется большой массив обязательных требований, которые не будут распространяться на жилые помещения в многоквартирных домах, используемых для сдачи туристам на условиях краткосрочного найма в соответствии с законопроектом. Каких-либо обязательных требований в форме разрешительных режимов для регулирования рынка туристского жилья не предусмотрено.

По мнению туристского сообщества, объединяемого ТПП РФ, в представленной редакции законопроект не сможет урегулировать проблемы рынка туристского жилья при найме туристами на короткий срок жилых помещений в многоквартирных домах, но может создать недобросовестную конкуренцию между ними и коллективными классифицированными средствами размещения — причем не в пользу последних. Предусмотренные законопроектом особенности предоставления жилых помещений ‎в краткосрочный наем, утверждаемые уполномоченным органом, будут оказывать влияние на доходность, сроки окупаемости и, следовательно, привлекательность с точки зрения потенциальных инвесторов, коллективных классифицированных средств размещения.

По мнению ТПП РФ, законопроект требует существенной доработки с участием туристского бизнеса. При этом необходимо учитывать баланс интересов всех участников правоотношений по сдаче в краткосрочный наем жилых помещений в многоквартирных домах, включая жильцов многоквартирного дома, чьи права и законные интересы могут нарушаться в случае более интенсивной эксплуатации мест общего пользования в многоквартирном доме при использовании жилья подобным способом.

 Учтены предложения ТПП РФ  по повышению эффективности антимонопольного контроля в условиях современных «цифровых» рынков

27 июня Государственной Думой принят  Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (проект федерального закона № 160280-8).

Первоначальной редакцией законопроекта, разработанного ФАС России в рамках «пятого антимонопольного пакета», предлагалось дополнить Федеральный закон «О защите конкуренции» новой статьей 10.1 о запрете ведения монополистической деятельности лицами, использующими в информационно-телекоммуникационной сети программы для электронных вычислительных машин для заключения сделок продавцов и покупателей.

Антимонопольные требования изначально предлагалось распространить только на крупные маркетплейсы и агрегаторы, выручка которых за последний год превысила 2 млрд. рублей. Кроме того, предлагалось ввести новое условие контроля за сделками на цифровых рынках (если стоимость превышает 7 миллиардов рублей, то такая сделка должна быть согласована с ФАС) и установить порядок проведения экспертизы в рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией.

В направленном в Комитет Государственной Думы по защите конкуренции заключении на первоначальную редакцию законопроекта ТПП РФ отмечала, что законопроект сужает круг регулирования субъектов «цифровой» экономики до транзакционных платформ – маркетплейсов, агрегаторов и т.д. Вместе с тем многообразие форматов в сфере электронной коммерции охватывает не только транзакционные площадки, но и нетранзакционные, которые также опосредованно участвуют в продаже товаров и услуг. Ряд нетранзакционных платформ обладает свойствами так называемых «гейткиперов» – экосистем, представляющих собой ключевые элементы инфраструктуры сети Интернет (точки входа для пользователей), и в силу этого прямо влияют на состояние конкуренции на многочисленных рынках. Нетранзакционные платформы активно монетизируют огромную аудиторию таких пользователей, что позволяет им достичь доминирующего положения на рынке.

В этой связи Палата предложила распространить антимонопольные требования не только на транзакционные платформы, но на все цифровые платформы, обеспечивающие опосредованное или прямое взаимодействие различных групп пользователей, помимо самой платформы, включая агрегаторов товаров, работ, услуг, поисковые системы, сайты объявлений, рекламные системы, операционные системы, магазины приложений, социальные сети и др.

Комитетом Государственной Думы по защите конкуренции предложения ТПП РФ были полностью учтены.

Введение административной ответственности за неисполнение отдельных требований по распространению рекламы в сети «Интернет» отложено

 20 июня Государственной Думой принят Федеральный закон № 274 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законом установлена административная ответственность за неисполнение распространителями рекламы в сети интернет обязанностей по  предоставлению соответствующей информации в соответствующий контрольно-надзорный орган, по соблюдению достоверности, полноты и сроков её предоставления. Кроме того, установлена ответственность за распространение рекламы в сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных идентификатора рекламы либо за нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в сети «Интернет».

За нарушения будет назначаться штраф для юридических лиц в размере до пятисот тысяч рублей, а юридических лиц – операторов рекламных данных – до семисот тысяч рублей.

В ходе рассмотрения проекта Палата предложила отсрочить его вступление в силу до 1 сентября 2023 г. для устранения технических проблем, которые сейчас возникают у операторов рекламных систем и данных при передаче необходимой информации в Единый реестр интернет-рекламы (ЕГИР).

В частности, в настоящее время по техническим причинам отсутствует возможность передачи в ЕРИР информации о рекламе, оплата за которую осуществлялась в иностранной валюте, а также возможность передачи «нулевых» актов по размещениям, которые сохранились в «архиве» Интернета, но в рамках договоров все обязательства сторон прекращены.

Для устранения технических проблем передачи информации Палатой было предложено внести поправки в КоАП РФ в действие с 1 сентября 2023 г.

Принятые поправки предоставят распространителям рекламы необходимое для устранения технических сложностей время и позволят избежать необоснованного привлечения к административной ответственности.

 Коротко:

6 июня в Государственную Думу депутатом Б.А. Чернышовым внесен проект федерального закона № 374521-8 «О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Проектом предлагается обязать продавцов указывать на ценниках товаров дополнительную информацию о цене товара за целую общепринятую единицу измерения (за 1 килограмм, 1 литр). Зачастую производители осуществляют снижение количества (объёма, веса) товара при сохранении размера (объема) упаковки и отпускной цены товара, а также уменьшают количество продукта в упаковке без изменения цены. Целями таких действий со стороны производителя являются сохранение объема продаж и увеличение рентабельности продажи единицы товара.

9 июня в Государственную Думу рядом сенаторов внесен проект федерального закона № 377391-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроектом подготовлен в целях распространения специального порядка определения налоговой базы для НДС на сделки, связанные с реализацией приобретенных автомобилей у юридических лиц, не являющихся плательщиками НДС, для перепродажи.

13 июня вступил в силу Федеральный закон от 13.06.2023 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Принятый с учетом предложений Палаты Закон устанавливает условия, при которых суд имеет право отправить предпринимателя, обвиняемого в совершении экономических преступлений, под стражу: если бизнесмен не имеет места жительства в России, ранее уже нарушал избранную меру пресечения или скрывался от следствия или суда. В остальных случаях суд обязан избрать меру пресечения, при которой предприниматель может продолжать работу. Кроме того, закон предполагает наличие согласия руководителя следственного органа для продления ареста свыше двух месяцев. Уточняется, что следствие должно подробно обосновать причину продления содержания обвиняемого в СИЗО.

19 июня в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации внесен проект федерального закона № 383210-8 «О внесении изменения в статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается статью 5 УПК РФ («Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе») дополнить пунктами 27.1 и 27.2, определив в них признаки, по которым преступления экономической направленности должны рассматриваться как совершенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо как совершенные членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

20 июня в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 384598-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается дополнить статью 11 Налогового кодекса Российской Федерации понятием «счет цифрового рубля», которое позволяет определить основание возникновения правоотношений, связанных с возможностью осуществления операций с цифровыми рублями.

В целях недопущения взыскания задолженности за счет цифровых рублей налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предлагается внести изменения в статьи 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом законопроектом предусматривается возможность обратить взыскание на цифровые рубли при условии недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщиков либо его электронных денежных средств.

22 июня в Государственную Думу депутатами внесен проект федерального закона № 385965-8 «О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект направлен на освобождение туроператоров от уплаты налога на добавленную стоимость.

27 июня в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 389988-8 «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается освободить от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность, туристского продукта в сфере внутреннего и (или) въездного туризма.  При этом устанавливается, что данная льгота применяется на период с 1 января 2023 года по 30 июня 2027 года включительно. Принятие законопроекта приведет к снижению налоговой нагрузки на организации, осуществляющие туроператорскую деятельность, что создаст условия для снижения стоимости реализуемого ими туристского продукта в сфере внутреннего и (или) въездного туризма.

28 июня в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект Федерального закона № 390361-8 «О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Законопроектом пункт 2 статьи 1248 ГК РФ дополняется положением о том, что в случае рассмотрения спора в административном порядке расходы стороны спора, связанные с соблюдением такого порядка, подлежат возмещению лицу, в чью пользу федеральным органом исполнительной власти принято решение, другой стороной спора.

Предусматривается, что такие расходы состоят из патентных и иных пошлин, а также издержек, включающих в себя денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату в разумных пределах услуг патентных поверенных, адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные в связи с рассмотрением спора. В случае, если по результатам рассмотрения спора принято решение о частичном удовлетворении требований, расходы подлежат возмещению стороне спора пропорционально объему удовлетворенных требований.