Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества № 185/октябрь 2023 года

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

№  185  октябрь 2023 года

В 48-м субъекте РФ принят Закон о территориальной торгово-промышленной палате

24  октября опубликован Областной закон Новгородской области от 23.10.2023 г. № 400-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления деятельности торгово-промышленных палат в Новгородской области». Закон вступит в силу 3 ноября 2023 года.

В Законе определены основные направления деятельности ТПП Новгородской области. Предусмотрено участие в разработке и реализации государственных программ Новгородской области и проектов в области развития предпринимательства. Также Законом закреплены формы взаимодействия Палаты и органов государственной власти Новгородской области, органов местного самоуправления Новгородской области в нормотворческой деятельности.

Закон стал 48-м по счету законом о региональной торгово-промышленной палате, принятым в Российской Федерации. Принятие Закона «Об отдельных вопросах осуществления деятельности торгово-промышленных палат в Новгородской области» позволит Новгородской ТПП более эффективно участвовать в региональной системе поддержки отечественного предпринимательства.

 Государственной Думой в первом чтении принят законопроект о совершенствовании порядка выдачи сертификатов о происхождении товаров

17 октября Государственной Думой принят в первом чтении законопроект  № 389969 – 8 «О  внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

Проектом предлагается наделить Торгово-промышленную палату Российской Федерации полномочием устанавливать по согласованию с Минэкономразвития России порядок выдачи торгово-промышленными палатами сертификатов о происхождении товаров, а также порядок и сроки удостоверения торгово-промышленными палатами документов, связанных с осуществлением ВЭД (принятия решений об отказе в удостоверении указанных документов).

Второе чтение законопроекта предварительно запланировано на 29 ноября 2023 года.

В ТПП РФ состоялся XIX Всероссийский налоговый форум

24, 25 октября состоялся XIX Всероссийский налоговый форум ТПП РФ «Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти». В рамках Форума было проведено 7 тематических секций, на которых обсудили такие важные вопросы, как дробление бизнеса, трансфертное ценообразование, проблемы налоговой ответственности и налоговых споров, актуальные вопросы косвенного налогообложения и др. Число участников Форума составило более 2 тысяч человек.

25 октября на пленарном заседании выступили Президент ТПП РФ С.Н. Катырин и Руководитель ФНС России Д.В. Егоров. В своем выступлении Президент Палаты выделил ряд важных для бизнеса и государства вопросов, которые необходимо решить в ближайшее время. Так, по словам Президента ТПП России, формирование единых критериев, указывающих на применение налогоплательщиком схемы дробления бизнеса и единого стандарта доказывания, должно стать одним из приоритетных направлений законодательной деятельности в ближайшей перспективе.

С.Н. Катырин отметил активную работу ТПП РФ по совершенствованию в этой сфере и, в частности, сообщил о проведении масштабного опроса представителей бизнеса по вопросам дробления бизнеса. В нем приняли участие 469 компаний из 21 региона России, относящихся ко всем категориям бизнеса от «крупного» до «микро-бизнеса» и ведущих деятельность в различных областях: торговля, производство, строительство, перевозки, сельское хозяйство и др.

Статистика ответов респондентов свидетельствует о том, что практически половина компаний сталкивается с проблемой дробления бизнеса в своей практике. Больше 80% участников опроса считают, что сейчас отсутствует прозрачная и понятная система единых критериев «дробления бизнеса».

По результатам опроса можно уверенно сказать, что зачастую бизнес не понимает суть претензий налоговых органов, как и критерии оценки, которые применяются при выявлении схем дробления. По словам Президента ТПП РФ, необходимы выработка и отражение в законе именно системных подходов к вопросам «дробления бизнеса» и определение четких недвусмысленных критериев.

Также глава ТПП РФ затронул тему неналоговых платежей. До настоящего времени бизнес не застрахован от введения новых платежей на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Учитывая это, Палата выступает за введение на законодательном уровне единого реестра неналоговых платежей, который будет содержать всю информацию по каждому платежу, а также за введение запрета на взимание неналоговых платежей, которых нет в указанном реестре. Соответствующая работа сейчас ведется ТПП РФ совместно с ВШЭ в рамках Экспертного совета при Правительстве РФ.

Сергей Катырин отметил с позитивной стороны совместную работу Палаты и ФНС России по содействию реструктуризации задолженности и созданную для этих целей площадку – Фонд содействия реструктуризации долга. На площадке совместно с должниками и кредиторами происходит поиск оптимального решения, позволяющего сохранить бизнес и не уходить в процедуру банкротства.

Сергей Катырин затронул и вопрос структурированности и сложности налогового законодательства. По его словам, некоторые статьи и их формулировки настолько сложны, что даже профессиональные бухгалтеры и аудиторы с первого раза могут не понять, что подразумевал законодатель, излагая ту или иную норму Кодекса. Так, если представители крупного бизнеса содержат штат налоговых юристов и экономистов, то малый бизнес лишен подобной возможности.

Учитывая это, Палата выступает за разработку новой редакции Налогового кодекса РФ в тесном взаимодействии государственных органов и бизнеса.

Руководитель ФНС России Даниил Егоров в своем выступлении указал на  развитие электронного документооборота для сокращения административных издержек бизнеса, рассказал о сервисе «Офис экспортера» для упрощенного подтверждения ставки НДС 0%, об эффектах внедрения единого налогового счета. Отдельно он коснулся вопроса истребования документов, отметив, что в 2022 году количество направленных налогоплательщикам требований снизилось на 25%, а в январе-сентябре текущего года – еще на 18%.

Даниил Егоров также отметил высокую значимость «Площадки реструктуризации долга», подчеркнув, что с начала ее работы было предоставлено мер поддержки российским компаниям на сумму более 917 млрд. рублей, в том числе,  выданы рассрочки на 104 млрд. рублей, а мировых соглашений заключено на 34 млрд. рублей.

Также руководитель ФНС России затронул тему единого налогового счета, сообщив, что по сравнению с началом его функционирования наблюдается ощутимый прогресс: значительно сокращены издержки, связанные с истребованием налоговой отчетности. В 24 раза снижены суммы невыясненных налоговых платежей, количество должников (юридических лиц) сокращено на 54 процента, а количество уведомлений с ошибками сокращено с 13 до 3 процентов.

Отдельно Даниил Егоров затронул некоторые вопросы института налоговых уведомлений, сообщив, что в настоящее время проводится работа по упрощению взаимодействия ФНС России и бизнеса путем создания экспериментальных групп налогоплательщиков, данные которых объединены с данными налоговой службы напрямую через ERP-системы компаний. По словам руководителя ФНС России, визуализации данных, которые были бы понятны и адаптивны для пользователей, – является одним из приоритетных направлений деятельности ФНС России.

На пленарном заседании выступили также Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Артем Кирьянов, Председатель Экспертного совета по налоговому и таможенному законодательству Государственной Думы Михаил Орлов, управляющий партнер компании «Правовой и налоговый менеджмент», Руководитель рабочей группы по управлению налоговыми рисками Экспертного Совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики Василий Ваюкин и др.

Рекомендации Форума будут в ближайшее время направлены в заинтересованные органы государственной власти.

Закон о федеральном бюджете на 2024 год принят в первом чтении

26 октября Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 448554-8 «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Он содержит основные характеристики проекта бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, которые базируются на основных показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2022 годов.

13 октября ТПП России направила Председателю Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М. Макарову заключение по законопроекту. Палата поддержала законопроект и выразила позицию по тематическим разделам бюджета: малое и среднее предпринимательство; специализированное машиностроение; социальная политика; развитие транспортной системы и перевозок, а также по другим разделам.

Особое внимание обращено на существенное сокращение расходов по многим государственным программам, направленным на развитие предпринимательства. Предложено пересмотреть планируемые расходы в сторону увеличения с тем, чтобы сохранить их на уровне, заложенном в проектировках бюджета ранее.

31 октября Палатой подготовлены поправки ко второму чтению законопроекта. Ими, в частности, предлагается увеличить в 2024-2026 годах субсидии организациям специализированного машиностроения, производителям сельскохозяйственной техники, компаниям, эксплуатирующим гражданские суда водного транспорта.

Минтруд России совместно с ТПП РФ дорабатывает «законопроекты – спутники» к новому закону «О занятости населения в РФ»

Минтрудом России разработаны проекты федеральных законов «О  внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в «Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации», которые входят в один пакет с проектом нового федерального закона №275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации».

Изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусматривают  перенесение  из  Федерального закона  от  24.11.1995 г. №  181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ТК РФ нормы о предоставлении инвалидам ежегодного отпуска не менее 30 календарных дней и из действующего Закона РФ 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» норм об осуществлении деятельности по предоставлению труда работников (персонала) частными агентствами занятости и другими юридическими лицами.

В соответствии с законопроектом-спутником ТК РФ планируется дополнить новой статьей 158.1, включающей обязательное создание в каждом субъекте Российской Федерации межведомственной комиссии по противодействию формирования просроченной задолженности по заработной плате и теневой занятости. В муниципальных образованиях в рамках межведомственной комиссии создаются рабочие группы.

Одновременно проектируемой статьей 158.1 ТК РФ вводится обязанность Роструда вести общедоступный реестр работодателей, имеющих факты просроченной задолженности по заработной плате.

ТПП РФ дополнение ТК РФ новой статьей 158.1 ТК РФ не поддерживает по следующим основаниям:

— функции межведомственных комиссий могут реализовываться надзорными органами в сфере труда и регулироваться нормативными правовыми актами органов исполнительной власти;

— у руководителя организации, имеющей просроченную задолженность по заработной плате, отсутствует обязанность являться на заседания межведомственной комиссии и ответственность за неявку;

— создание общедоступного реестра работодателей, имеющих задолженность на заработной плате (т.н. «общероссийской доски позора»), является избыточным и влечет репутационные риски.

24 октября на совещании в Минтруде России замечания ТПП РФ были поддержаны представителями Минэконоразвития России, Минюста России.

ТПП РФ предложила расширить круг субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, которые могут получать персональные данные собственников жилья

ТПП РФ направила в Государственную Думу заключение к первому чтению проекта федерального закона № 412557-8 «О внесении изменения в статью 36.3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Поддержав концепцию законопроекта, ТПП РФ тем не менее обратила внимание на то, что положения проекта не учитывают интересы других субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, осуществляющих взаимодействие с собственниками жилья. Так, законопроектом не предусмотрено право получать персональные данные собственников жилых помещений организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Застройщики-победители аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории в отношении помещений в зданиях, расположенных на земельных участках, предоставленных для целей комплексного развития территории, также лишены такой возможности.

Кроме этого, в проекте не учтена проблема правоприменения Закона о государственной регистрации недвижимости при осуществлении арбитражными управляющими полномочий по делам о банкротстве. В процедуре банкротства арбитражные управляющие вправе собирать информацию о сделках должника, которую возможно оценить только при наличии соответствующих копий документов к ней. Однако получать правоустанавливающие материалы, на основании которых производилось приобретение либо отчуждение имущества должника, арбитражные управляющие не могут. За изъятием таких материалов   арбитражные управляющие должны обращаться в суд, который нередко отказывает в получении необходимых документов. Это обстоятельство препятствует принятию полных и своевременных мер к выявлению оснований для оспаривания сделок, влечет затягивание сроков дел о банкротстве и невозможность для арбитражных управляющих качественно и всесторонне выполнить их обязанности по банкротным делам.

Палата предложила доработать проект, предусмотрев в нем положения, наделяющие арбитражных управляющих правом получать копии правоустанавливающих документов собственников жилья.

ТПП РФ поддерживает необходимость дальнейшей гуманизации уголовного законодательства

 4 октября в Общественной палате Российской Федерации с участием ТПП РФ обсудили предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства в экономической  сфере.

Рассматривались инициативы:

по расширению возможностей освобождения от уголовной ответственности за экономические преступления при возмещении ущерба;

дополнительные предложения по ограничению применения в отношении предпринимателей меры пресечения в виде заключения под стражу и расширение практики применения залога в качестве меры пресечения;

вопросы повышения процессуальных гарантий субъектов предпринимательской деятельности;

изменение оснований для возбуждения уголовных дел о таможенных правонарушениях и исключение некоторых квалифицирующих признаков отдельных преступлений в сфере экономической деятельности,

повышение пороговых значений ущерба по экономическим преступлениям.

В целом ТПП РФ и участники встречи поддержали необходимость дальнейшей гуманизации уголовного законодательства в отношении предпринимателей. Безусловную поддержку Палата выражает расширению  возможностей применения статьи 76.1 УК РФ, позволяющей освобождать от уголовной ответственности предпринимателей в связи с возмещением ущерба.

В ходе заседания поддержана инициатива ТПП РФ по увеличению давно не менявшихся значений размеров крупного и особо крупного ущерба по экономическим статьям УК РФ.

Избыточное регулирование в области торгового мореплавания

повлечет снижение объема перевозок и рост стоимости товаров

 В Аппарат Комитета Государственной Думы по транспорту направлено заключение по проекту федерального закона № 452647-8 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».

Проектом предлагается установить особенности вывоза грузов из морских портов Российской Федерации: указанные перевозки осуществляются с приоритетным использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации; создается информационная система организации вывоза из морских портов.

Палатой отмечено, что создание отдельной узконаправленной системы обеспечения приоритетного привлечения российских судов к перевозкам грузов может привести к излишней бюрократизации торгового мореплавания. Это может негативным образом сказаться на отрасли грузоперевозок и на деятельности стивидорных компаний в морских портах.

Кроме того, механизм получения разрешения на вывоз грузов из морских портов РФ посредством системы вывоза грузов не имеет достаточной определенности, так как ограничивает отправителя в сроке подачи заявки на вывоз груза, не регламентирует процедуру выбора предложения конкретного судовладельца, не учитывает коммерческую составляющую перевозки, не позволяет оперативно планировать фрахтование судна и др.

Введение указанного механизма получения разрешения на вывоз груза из морских портов РФ является преждевременным, поскольку он нуждается в более детальной проработке.

Кроме того, законопроектом регулируются отношения только двух типов сторон – отправителя и судовладельца. При этом в соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания РФ сторонами договора перевозки являются, с одной стороны, перевозчик, а, с другой стороны, фрахтователь или отправитель в зависимости от условий договора перевозки. В этой связи фрахтователи, которые заключают договор перевозки на перевозку грузов с использованием всего судна, будут исключены из сферы регулирования указанного закона.

В этой связи Палата считает, что законопроект нуждается в доработке.

В ТПП РФ обсудили борьбу с контрафактной продукцией

26 октября состоялось заседание Рабочей группы по содействию бизнесу в развитии интеллектуальной собственности в регионах, созданной при Совете ТПП РФ по интеллектуальной собственности. Провел заседание Руководитель Рабочей группы Руслан Мальков.

По данным Федеральной таможенной службы, в течение 2022 года было выявлено 1,2 миллиона поддельных товаров для детей, что составляет около 15% от общего объема контрафакта. В списке наиболее подделываемых детских товаров значатся бренды Angry Birds, Kinder Surprise, KinderJoy, L.O.L. Surprise, Barbie, «Маша и Медведь», Hello Kitty и Lego. Всего за 2022 год было выявлено 8,2 миллиона единиц подделок, в то время как в 2021 году этот показатель составлял 7,2 миллиона единиц.

Председатель Комитета ТПП Алтайского края по законодательству и праву В.В. Шляков обозначил проблемы баланса интересов правообладателей и бизнеса. Он отметил, что одновременно выросло количество исков против субъектов малого предпринимательства о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности, при этом, как правило, к ответственности привлекаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю в небольших торговых точках.

Истцы по такого рода искам обращаются в арбитражные суды Российской Федерации на основании ст. 1515 ГК РФ. В порядке упрощенного производства суды выносят решения о взыскании компенсации без разбирательства, в среднем размере от 10 000 до 100 000 рублей за каждую такую покупку. При этом для российских предпринимателей эти суммы иногда являются столь большими, что они вынуждены или прекращать свою деятельность, или уходить в «серую» зону, чтобы не платить налоги и не исполнять требования о кассовой дисциплине, поскольку именно на основании кассовых чеков осуществляется доказывание в судах. Участники Рабочей группы договорились дополнительно проработать данные вопросы и вернуться к их рассмотрению повторно.

ТПП РФ направила заключение к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики

 Министерством финансов РФ разработаны Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

6 октября ТПП России в рамках проведенной экспертизы были подготовлены и направлены замечания и предложения по документу. Замечания касаются налога на прибыль организаций, НДС, таможенно-тарифного регулирования, ставок и пр.

Предложено, в частности, отменить ввозные таможенные пошлины и НДС при ввозе вторичного и минерального сырья с целью загрузки производственных мощностей, поскольку источники сырья в России не обеспечивают загрузку производственных мощностей аффинажных предприятий, которые более чем в 2 раза превышают объемы добычи минерального и сбора вторичного сырья на территории Российской Федерации. Отмена ввозных таможенных пошлин и НДС может привлечь в страну до 100 тонн драгоценных металлов, позволит увеличить загрузку производственных мощностей аффинажных предприятий, будет способствовать росту занятости и налоговых платежей. При этом за счет роста объемов ввоза и переработки сырья и, соответственно, налоговых платежей по налогу на прибыль, страховых взносов и НДФЛ, доходы бюджета от отмены НДС не уменьшатся.

В части сельского хозяйства предложено исключить дополнительное начисление 10% НДС на сделки с поставками семян, прошедших протравливание средствами защиты растений за последние три года, а также снизить размер и установить плоскую шкалу экспортной пошлины на зерновые, не зависящую от колебания мировых цен на пшеницу (курса доллара).

Палата направила замечания и предложения к Основным направлениям денежно-кредитной политики

ТПП РФ направила в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку предложения по документу «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», разработанному Центральным Банком Российской Федерации. В целом документ Палатой был поддержан.

Палата оценила высокое качество проработки ориентиров для базового и двух альтернативных сценариев («Усиление фрагментации» и «Рисковый») реализации денежно-кредитной политики. Отмечено, что сложные макроэкономические условия, вероятнее всего, не позволят достичь регулятору возвращения инфляции к 4% в 2024 году.

Позитивно оценивая стремление Банка России рассматривать удачный зарубежный опыт и разъяснять возможности применения иностранными регуляторами нетрадиционных мер денежно-кредитной политики, ТПП РФ вместе с тем отметила, что документ не содержит новых аспектов использования зарубежного опыта. Также Палата считает, что представляется целесообразным закрепление на законодательном уровне категории «социально-значимых региональных банков» с соответствующим профилем регулирования. Особенно в поддержке нуждаются банки, работающие на новых территориях и в приграничных с ними регионах.

Кроме того, отмечено, что документ не содержит достаточно глубокого прогноза поведения рынка энергоносителей с учетом таких факторов, как позиция стран ОПЕК, декларируемый переход развитых стран на источники возобновляемой энергии, декарбонизация, различные меры санкционного давления и контрмеры и т.д.

 Палата не поддержала законопроект об ограничениях для новых резидентов свободных экономических зон и территорий опережающего развития

ТПП России в рамках ОРВ направила заключение к законопроекту «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», разработанному Минфином России.

Законопроектом вводятся ограничения для новых резидентов, получивших статус участника свободной экономической зоны или статус резидента территории опережающего развития после 1 января 2025 года.

При несоответствии требованиям, предусмотренным в предлагаемой новой статье 56.1 НК РФ (организация не привлекалась в течение предшествующего года к ответственности за непредставление в налоговую бухгалтерской отчетности; выполняет отдельные обязательства, установленные соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего развития), налогоплательщики лишаются налоговых преференций в виде пониженных ставок по налогам и сборам и (или) налоговых льгот.

Предлагаемые меры совершенствования налогового регулирования будут относиться к резидентам (участникам) преференциальных налоговых режимов, получивших статус резидента (участника) после 1 января 2025 года. Соответственно будут разные условия для новых (после 01.01.2025 г.) и действующих резидентов (участников) свободных экономических зон и территорий опережающего развития.

Палата полагает, что вводимые законопроектом барьеры для получения налоговых выгод могут существенно ограничить количество новых резидентов (участников) свободных экономических зон и территорий опережающего развития.

Учитывая неуклонно дорожающие кредитные ресурсы, текущие риски размещения инвестиций на отдельных территориях, а также сохранение более привлекательных условий функционирования ОЭЗ в других странах-членах ЕАЭС, ограничение суммы получаемых налоговых льгот размером осуществленных капитальных вложений, лишает ОЭЗ привлекательного для инвесторов фактора.

ТПП России считает, что принятие законопроекта может привести к значительному снижению объема инвестиций в свободных экономических зонах и территориях опережающего развития, ухудшит качество жизни населения в затронутых регионах, а в условиях нарастания санкционного давления со стороны недружественных стран приведет к подрыву социальной стабильности и снижению доверия к долгосрочным стратегиям социально-экономического развития регионов, принятым на федеральном уровне.

Законопроект, направленный на урегулирование взаимоотношений между онлайн-платформами и продавцами, требует существенной доработки

В Общественную палату РФ направлены замечания Ассоциации компаний Интернет-торговли по проекту федерального закона № 445923-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Проект направлен на обеспечение защиты прав потребителей, а также урегулирование взаимоотношений между онлайн-платформами и продавцами (исполнителями). Предлагается введение определения цифровых платформ (маркетплейсов) и участников отношений с ними — поставщиков и владельцев пунктов выдачи заказов, устанавливаются особенности изменения и прекращения договора с учетом специфики электронной коммерции, и др.

В замечаниях ТПП РФ по проекту отмечается, что предлагаемые поправки в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» сделают невозможным дальнейшее существование маркетплейсов как формы организации бизнеса.

Кроме того, фактически маркетплейсы будут приравнены к торговым сетям. Агрегатор будет отвечать за каждый проданный товар в полном объеме, что потребует проверки каждой партии до ее выставления на продажу. Проверка товаров потребует кардинального увеличения ресурсов компании. Более того, для моделей продажи «со склада продавца» и «со склада продавца с логистикой маркетплейса» применение данного требования невозможно будет в принципе, поскольку товар на склад маркетплейса не поступает.

Коротко:

3 октября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 450825-8 «О внесении изменений в статью 39-7 и признании утратившим силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке». Проект направлен на унификацию определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. С 01.01.2026 г. размер арендной платы за такие земельные участки будет устанавливаться на основании кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это позволит рассчитывать размер арендной платы за использование земельных участков на основе общих принципов и прозрачных механизмов. По итогам рассмотрения на стадии «нулевого чтения» законопроект Палатой поддерживается.

4 октября в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона № 451214-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается снизить в два раза размер административных штрафов за правонарушения в области предпринимательской деятельности по 17 статьям КоАП РФ, а также исключить наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

5 октября в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 455876-8 «О внесении изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается существенно увеличить размеры административных штрафов за совершаемые правонарушения в сфере продажи  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (часть 2 статьи 14.16 «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»). Размер действующих санкций для должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., для юридических лиц — от 200 до 300 тыс. руб. предлагается увеличить до 100-150 тыс. руб. и до 2-3 млн. руб. соответственно. Законопроект проходит экспертизу в профильных советах и комитетах ТПП РФ и предварительно Палатой не поддерживается.

10 октября в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона № 455955-8 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается предусмотреть в статье 54 ГК РФ возможность указывать в едином государственном реестре юридических лиц адрес электронной почты в качестве своего адреса в пределах местонахождения. Законопроект предусматривает следующие последствия использования юридическим лицом адреса электронной почты в качестве адреса:

— сообщения считаются полученными юридическим лицом, если доставлены на такой адрес электронной почты;

— адрес электронной почты является адресом юридического лица в отношении третьих лиц;

— при необходимости (в частности, для определения подсудности), корреспонденция может быть направлена по адресу ее руководителя;

— учредители (участники) юридического лица получают информацию о деятельности юридического лица и знакомятся с его бухгалтерской и иной документацией в форме электронных документов. Законопроект ТПП РФ поддерживается.

10 октября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 455970-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 г.  № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Законопроект определяет порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по электронному адресу, сформированному в специальной информационной системе, и, как следствие, к определению юридического адреса организаций с помощью электронного адреса. Поправки в законодательство также направлены на упрощение взаимодействия с проверяющими органами юридических лиц, использующих в качестве адреса адрес электронной почты. Предлагается установить, что, если у юридического лица отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.      В целом законопроект ТПП РФ поддерживается.

11 октября в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона № 456580-8 «О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации в части снижения налога на прибыль организаций в зависимости от прироста объема реализации продукции». Законопроектом предполагается, что законами субъектов РФ может быть установлено, что налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов, для предприятий и организаций (кроме организаций нефтегазодобывающей промышленности) понижается на 0,2 пункта за каждый процент прироста объема реализации продукции в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года в диапазоне прироста от 2 до 19%. В настоящее время ведется подготовка заключения Правительства РФ на законопроект и выработка позиции налогового Совета ТПП РФ по проекту.

18 октября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 462657-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон новой статьей 235 предусматривающей порядок ознакомления проверяемого лица (его представителя) с материалами таможенной проверки путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий с использованием личных технических средств, предназначенных для копирования (фотографирования).

18 октября в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона № 462632-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которым предлагается сократить срок представления информации в единую информационную систему электронных путевок в случае реализации турпутевки менее чем за 24 часа до начала тура, установив его не позднее времени начала тура.

26 октября в Государственную Думу внесены инициированные ТПП РФ поправки ко 2-му чтению законопроекта № 416487-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты Российской Федерации». Поправки предусматривают проведение государственной экологической экспертизы до начала деятельности объекта и уточнение оснований ее проведения. ТПП РФ предлагает проводить экологическую экспертизу не просто новых для предприятия технологических процессов, оборудования, а только впервые использующихся на территории России; проведение экологической экспертизы в случае изменения перечня загрязняющих веществ, только когда это ведет к превышению нормативов допустимого воздействия по выбросам и сбросам.

26 октября в Государственную Думу внесены инициированные ТПП РФ поправки ко второму чтению законопроекта № 416454-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» (в части единого регулирования обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза). Предложения предусматривают приведение терминов законопроекта в соответствие с документами ЕАЭС; проведение научного консультирования со стороны ФГБУ НЦЭСМП по вопросам процедур, связанных с регистрацией и экспертизой лекарственных средств до подачи производителем заявления на регистрацию. Это позволит сократить потери времени и финансовых средств компаний-разработчиков и др. вопросы.

27 октября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 471081-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Законопроектом вводится обязанность резидентов представлять информацию о валютных активах и обязательствах, в том числе находящихся за пределами территории РФ дочерних хозяйственных обществ (при наличии), в Банк России. Вводится унификация требований к составлению и представлению резидентами-экспортерами информации о валютных активах и обязательствах. Состав, форму, сроки, порядок составления и представления резидентами указанной информации предлагается установить нормативным актом Банка России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России. Исключаются положения о размещении перечня резидентов на официальном сайте Банка России в сети «Интернет».  Законопроект направлен на экспертизу в профильные комитеты и советы ТПП РФ.

___________________________________________________________________

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ