Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
№ 186 ноябрь 2023 года
В 49-м регионе РФ принят Закон о территориальных торгово-промышленных палатах
28 ноября опубликован и вступил в силу Областной закон Ростовской области от 28.11.2023 г. № 44-ЗС «О взаимодействии Торгово-промышленной палаты Ростовской области с органами государственной власти Ростовской области».
В Законе определены формы взаимодействия региональной палаты с органами государственной власти Ростовской области.
Региональная Палата вправе участвовать в формировании государственной политики в области развития предпринимательства; в разработке законопроектов по совершенствованию законодательства по вопросам предпринимательской и инвестиционной деятельности; в проведении совместных мероприятий, направленных на решение вопросов, затрагивающих интересы бизнеса и др.
Закон стал 49-м по счету законом о региональной торгово-промышленной палате, принятым в Российской Федерации.
Новый Закон о занятости принят с учетом предложений Палаты
30 ноября Государственной Думой принята новая редакция Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», в котором учтены динамично меняющиеся условия на рынке труда, включая ситуацию дефицита кадров, необходимость поддержки занятости наименее защищенных категорий граждан (инвалидов, молодежи, граждан, завершивших прохождение военной службы), уточняются правила предоставления и расчета пособий по безработице.
ТПП РФ сопровождала подготовку Закона со стадии «нулевого» чтения и до внесения и принятия Государственной Думой.
В принятом Федеральном законе учтены предложения ТПП РФ о переносе в отдельные федеральные законы определений понятий «самозанятость» и «платформенная занятость» и регулирования особенностей их деятельности. Сохранена возможность установления субъектами РФ квоты для трудоустройства инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников.
В принятом Государственной Думой Законе учтены инициированные Палатой поправки, предусматривающие:
дополнение перечня занятых граждан лицами, получающими очно профессиональное образование и проходящими профессиональное обучение с отрывом от работы;
исключение отпуска без сохранения заработной платы из перечня рисков увольнения граждан;
уточнение критериев подходящей работы;
исключение избыточных мер, дублирующих обязанность работодателя по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, и др.
В ближайшее время Государственная Дума планирует приступить к рассмотрению «законопроектов – спутников» к новому Закону о занятости, предусматривающих приведение в соответствие с ним Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и других законодательных актов.
Продолжается работа по подготовке проекта федерального закона «О платформенной занятости». Палата планирует активно участвовать в этой работе.
Правительство РФ предложило продлить действие специального регулирования в сфере разрешительной и контрольно-надзорной деятельности
2 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 475970-8 «О внесении изменений в статью 98 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект разработан в целях продления срока применения мер, действующих до 31 декабря 2023 года (включительно), направленных на снижение негативных последствий недружественных действий иностранных государств и международных организаций. Проектом предложено продлить на период 2024 года действие специального регулирования в сфере разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в части полномочий Правительства РФ принимать решения, устанавливающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Также до 31 декабря 2025 года продлевается действие положений, предусматривающих использование документов и сведений на бумажном носителе в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Законопроект поддерживается ТПП России.
Палата подготовила предложения по «Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года»
Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект «Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года».
Документ направлен на формирование единого подхода, которым предлагаются новые положения о развитии систем управления рисками, индикаторов риска в качестве основного инструмента внепланового контроля, сервисов профилактики нарушений обязательных требований, цифровизации контрольной деятельности, повышении компетенций статуса инспекторского состава.
Отмечая высокую актуальность и практическую значимость Концепции, ТПП РФ направила в Минэкономразвития России ряд предложений для их учета при ее возможной доработке:
необходимо усовершенствовать досудебное обжалование решений контрольного органа (принцип первого обязательного обращения с жалобой в уполномоченный на рассмотрение такой жалобы орган контроля (надзора);
следует установить обязанность контрольно-надзорных органов заблаговременно уведомлять СРО о проведении плановых и внеплановых проверок их членов, а также предусмотреть право представителей управляющих органов и ответственных лиц СРО присутствовать при проведении проверок их членов;
необходимо включить наличие СРО в качестве фактора, положительно влияющего на индикаторы риска в целом при совершенствовании «риск-ориентированного подхода»;
целесообразно проводить актуализацию ключевых показателей результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов ежегодно, а не 1 раз в 4 года.
При экспертном участии ТПП РФ принят важный налоговый Закон
Федеральным законом от 27.11.2023 г. № 539-ФЗ предусмотрен ряд изменений, направленных на усиление контроля за рыночным ценообразованием. В рамках налогового контроля будет проверяться правильность уплаты налоговым агентом налога с дохода лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, в размере корректировки налоговой базы при нерыночных ценах. Такой доход будет приравниваться к дивидендам, полученным от источников в РФ.
Также скорректированы требования к представляемой отчетности по контролируемым сделкам и ужесточены штрафы за непредставление установленных сведений.
Кроме того, в целях предотвращения создания схем по уклонению от уплаты НДС, когда товары реализуются организациями государств-членов ЕАЭС российским физическим лицам (которые не платят НДС), обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на организации — посредники.
Законом предусмотрены случаи освобождения от налогообложения, вводятся пониженные ставки налога для отдельных видов доходов, выплачиваемых иностранным компаниям. Также предусмотрено зачисление налога на прибыль с суммы прибыли, полученной от реализации акций дочерних организаций, осуществляющих экспорт природного газа в сжиженном состоянии, в полном объеме в федеральный бюджет.
Новая административная ответственность в сфере пожарной безопасности нуждается в дополнительном обосновании
В Государственной Думе готовится к рассмотрению в первом чтении проект федерального закона № 463008-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым вводится дополнительная административная ответственность должностных лиц, ИП и юридических лиц за несоблюдение законодательства в сфере пожарной безопасности.
Положения законопроекта вызывают у ТПП РФ опасения, поскольку они могут создать риск чрезмерного административного давления на бизнес. Так, законопроект необоснованно вводит новые, дублирующие часть 1 статьи 8.32.3 КоАП РФ нормы об ответственности должностных лиц, ИП и юридических лиц за несоблюдение законодательства в сфере пожарной безопасности.
При этом предусмотренная ответственность за непредставление или представление недостоверных данных учета охотничьих ресурсов не согласуется с действующим законодательством.
ТПП РФ направила в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству заключение по проекту, предложив в целях дополнительного обоснования введения проектируемой административной ответственности проанализировать статистические сведения и практику правоприменения должностными лицами, ИП и юридическими лицами законодательства в сфере пожарной безопасности.
ТПП РФ выступает за отсутствие ограничений для зачисления доходов по ценным бумагам на счет, не являющийся индивидуальным инвестиционным счетом
7 ноября Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 471073-8 «О внесении изменений в статью 102-1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «Об инвестиционных фондах».
Законопроект, в частности, предусматривает наделение управляющей компании паевого инвестиционного фонда правом открывать и вести индивидуальные инвестиционные счета, на которых можно будет учитывать инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, находящихся под управлением такой управляющей компании паевого инвестиционного фонда, и денежные средства, передаваемые в оплату таких паев или полученные при их погашении. Это позволит не только расширить возможности инвесторов формировать долгосрочные сбережения, но и исключит необоснованный налоговый арбитраж, когда налоговые стимулы предоставляются при инвестировании через посредников — профессиональных участников рынка ценных бумаг, и отсутствуют при долгосрочном прямом инвестировании через управляющую компанию паевого инвестиционного фонда.
В Комитет Государственной Думы по финансовому рынку направлены предложения ТПП РФ по поправкам ко второму чтению проекта. Ими предлагается предоставить возможность зачисления доходов по ценным бумагам не только на индивидуальный инвестиционный счет, но и на обычные расчетные счета при условии взимания налога на соответствующие доходы непосредственно при их выплате.
ТПП РФ предлагает исключить устаревшие нормы об административной ответственности по трудоустройству инвалидов
Минтрудом России разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым часть 1 статьи 5.42. КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости» предлагается дополнить ответственностью работодателей за несоблюдение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.
ТПП РФ предлагает дополнить законопроект нормой, исключающей административную ответственность работодателя за невыполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Эти требования действовали до вступления в силу 01.03.2022 г. изменений в Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», внесенных Федеральным законом от 28.06.2021 г. № 219-ФЗ.
В настоящее время для выполнения квоты недостаточно создать и оборудовать рабочее место для возможного трудоустройства инвалида. Работодателю необходимо заключить с инвалидом трудовой договор или трудоустроить его на любое рабочее место к другому работодателю с компенсацией последнему расходов на трудоустройство инвалида.
Полагаем также, что при проектировании норм ответственности за невыполнение работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов следует учитывать, что выполнение данной обязанности и установленной квоты зависит не только от работодателя, но и от волеизъявления граждан квотируемой категории на заключение трудового договора.
Предложения ТПП РФ направлены разработчику законопроекта.
В новой редакции Федерального закона «О народных художественных промыслах» учтены предложения ТПП РФ
30 ноября Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах», предусматривающий комплексное совершенствование правового регулирования данных отношений и расширение направлений государственной поддержки в области народных художественных промыслов.
В принятом Законе учтены инициированные Палатой поправки, в частности:
исключено отнесение лиц, занимающихся реализацией изделий народных художественных промыслов (далее — НХП), к субъектам деятельности НХП, а также исключена возможность включения представителей сферы торговли в экспертные советы в сфере НХП на федеральном и региональном уровнях;
сохранено право на региональную поддержку организаций НХП, включенных в федеральный перечень, которым поддержка может оказываться также за счет средств федерального бюджета;
урегулирована возможность осуществления деятельности самозанятыми – мастерами НХП в случае, если изготавливаемые ими изделия отнесены решением совета по НХП к изделиям НХП;
предусмотрена государственная поддержка тематических программ просвещения детей и молодежи;
предусмотрено утверждение Правительством РФ правил установления мест традиционного бытования народных художественных, которые будут устанавливаться в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий НХП.
ТПП РФ предложила изменить подход к уголовной ответственности за незаконный аффинаж драгоценных металлов
В Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству инициированы предложения по поправкам к принятому в первом чтении проекту федерального закона № 1172932-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Законопроектом предлагается установить ответственность за действия по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до значений, установленных законодательством Российской Федерации или превышающих их (аффинаж), в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, если это деяние совершено в крупном размере.
По мнению Палаты, предлагаемая редакция части 2 статьи 192 УК РФ не учитывает обширный перечень обязательных требований, предъявляемых организациям при осуществлении аффинажа драгоценных металлов. Следовательно, уголовное преследование может осуществляться за любые нарушения при осуществлении указанной деятельности, в том числе осуществляемой в рамках правового поля.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Предлагаемыми ТПП РФ поправками предложено изменить конструкцию проектной части 2 статьи 192 УК РФ, установив ответственность за «незаконный аффинаж», а также дополнить указанную статью примечанием, содержащим понятие «незаконный аффинаж».
Одновременно предлагается предусмотреть вступление в силу новой редакции части четвертой статьи 191 УК РФ не ранее 1 сентября 2024 года в целях исключения необоснованного применения мер уголовной ответственности к добросовестным субъектам предпринимательства, не успевшим получить лицензию на заготовку лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы.
Коротко:
2 ноября принят Федеральный закон от 02.11.2023 г. № 523-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законом предусмотрено освобождение физических лиц от НДФЛ и юридических лиц от налога на прибыль организаций при безвозмездной передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или безвозмездном предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности. Закон был разработан при участии ТПП РФ в рамках Дорожной карты «Интеллектуальная собственность».
2 ноября принят Федеральный закон от 02.11.2023 г. № 525-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», который с 1 июня 2024 года отменяет обязанность некоммерческих организаций иметь печать.
6 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 477369-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Законопроектом в качестве меры поддержки владельцев магазинов беспошлинной торговли (МБТ) и операторов международных аэропортов РФ предлагается до 30 июня 2026 года включительно разрешить владельцам МБТ осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в торговых залах торговых объектов, расположенных в залах ожидания вылетов внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа, в залах выдачи багажа прилетов внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа, находящихся в зонах транспортной безопасности международных аэропортов Российской Федерации.
8 ноября в Государственную Думу сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и депутатом П.В. Крашенинниковым внесен проект федерального закона № 479514-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о сообладании исключительным правом).
Законопроект направлен на решение вопросов о порядке выделения долей в исключительном праве и о распоряжении такими долями.
На стадии использования результатов интеллектуальной деятельности зачастую возникают ситуации, когда исключительным правом обладает несколько (или даже много) правообладателей. Интересы таких лиц могут не совпадать, что приводит к высокой конфликтности отношений в данной сфере. Особенно остро ощущаются эти проблемы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку споры между правообладателями способны не только нарушить их коммерческие планы, но и негативно влиять на экономические процессы в целом, мешая использованию современных научно-технических разработок.
9 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 4816069-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Речь идет об административных правонарушениях, подпадающих под следующие критерии:
— неисполнение обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется, прежде всего, уполномоченными органами государственной власти в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
— полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях закреплены одновременно за полицией и за контрольными (надзорными) органами.
В частности, из сферы ведения органов внутренних дел исключаются некоторые составы административных правонарушений в области охраны собственности, охраны окружающей среды, природопользования и обращения с животными, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и прочее.
9 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 481602-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 8.28.1 КоАП РФ, установив ответственность за нарушение требований в части транспортировки древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке электронного сопроводительного документа, необорудование автомобильного транспорта техническими средствами контроля, установленными лесным законодательством, нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, непредставление или несвоевременное представление информации для формирования отчета о балансе древесины, отчета о древесине и продукции из нее.
В новой статье 8.28.2 КоАП РФ предлагается установить ответственность за нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для транспортировки древесины из леса, если отсутствуют законные основания для осуществления рубок лесных насаждений. Статья 14.24 КоАП («Нарушение законодательства об организованных торгах») дополняется частью 10, предусматривающей административную ответственность за нарушение установленных законодательством требований по реализации древесины на организованных торгах. Законопроект направлен на проработку в профильный комитет ТПП РФ.
9 ноября в Государственную Думу группой сенаторов и депутатов внесен проект федерального закона № 481272-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации». Законопроектом предлагается предоставить субъектам РФ право устанавливать обязательные требования к уровню локализации транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, в виде совокупного количества баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ. Законопроект направлен на дополнительное стимулирование спроса на отечественные высоколокализованные автомобили со стороны таксомоторной отрасли.
15 ноября в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 486510-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части отмены патентной системы привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации».
Законопроектом предусматривается общее правило, согласно которому работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Патентную систему привлечения иностранной рабочей силы в РФ предлагается ликвидировать.
23 ноября в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 493652-8 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Законопроектом предлагается внести изменение, предусматривающее расширение перечня видов деятельности для лиц, перешедших на специальный налоговый режим, и разрешение выставлять на продажу товар не своего производства на торговых площадках. Полагаем, что в условиях внешних ограничений предлагаемое изменение поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них.
28 ноября Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 474016-8 «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».
Законопроектом определяются основы правового регулирования организации и развития в Российской Федерации креативных (творческих) индустрий как базового сектора креативной экономики и устанавливаются условия деятельности и государственной поддержки субъектов креативных индустрий.
_______________________________________________________________
Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ