Цифровая МАРКИРОВКА и система прослеживаемости товаров

По итогам предсъездовской дискуссии от 27 января 2021 года по вопросу «Цифровая МАРКИРОВКА и система прослеживаемости товаров. проблемы и решения» в ЦРПТ подчеркивают: несмотря на разовый сбой, который произошел 30 сентября, ЦРПТ была проведена миграция системы на новую инфраструктуру, что привело к двенадцатикратному росту скорости обработки документов. «О том, как система работает сейчас, говорят следующие цифры (по данным на 31 октября): за сутки было обработано 2,08 млн документов дистрибуторов, скорость обработки 91% из них – меньше минуты, оставшиеся документы – от 1 до 10 минут; 100% документов аптек обработано меньше чем за минуту. Таким образом, участники оборота не сталкиваются с задержками при обработке документов системой, поэтому она не может негативно влиять на скорость движения препаратов по товарной цепи и на доступность препаратов для населения», — утверждают в ЦРПТ.

Впрочем, на момент 5 ноября проблема с маркировкой оставалась, несмотря на уведомительный характер. Дело в том, что, если КИЗ не найден, касса просто не пробьет товар, то есть провизор если и может продать лекарство, то только «вчерную», за наличный расчет. И проблема «зависшего КИЗа все равно остается.

«Было бы неверно говорить, что дефицит лекарств связан с маркировкой, причина дефицита в мировой пандемии. Однако все лекарства с 1 июля 2020 года подлежат маркировке, и до сих пор действительно есть ограничения по всему технологическому процессу, от производства до отпуска лекарств, — подтвердила 5 ноября исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «Союзфарма» Мария Литвинова. – Сбои идут по всей цепочке. Аптеки не могут оприходовать полученные лекарства и не могут их продавать. Благо или нет новое постановление об уведомительном характере маркировки – пока никто не скажет, надо разбираться в технологическом процессе. Но ответственности за непередачу данных о маркированном товаре с нас никто не снимал».

Операторы онлайн-касс и поставщики решений аккуратно комментируют ситуацию. «Текущее положение дел в торговле лекарственными препаратами связано с несвоевременным внедрением и тестированием новых бизнес-процессов всеми участниками цепи оборота, — говорит Юлия Русинова, директор по развитию фискального бизнеса компании АТОЛ. – Фармацевтический рынок имеет много специфики. Например, приемка товара по обратному акцепту, когда документы на передачу прав собственности формирует покупатель, а не поставщик товара. Отсутствие должного тестирования этого бизнес-процесса и показало отсутствие согласованности действий».

Таким образом, очевидно, что маркировка на рынке лекарств как минимум идет негладко. «В настоящее время под маркировку попали 12 товарных групп. В системе зарегистрировано 270 тысяч компаний. Число эмитированных кодов приблизилось к 20 миллиардам, — перечисляет председатель совета по развитию потребительского рынка ТПП РФ, генеральный директор Московской Международной Бизнес Ассоциации Александр Борисов. – Под каждую товарную группу в ЦРПТ собрана группа экспертов, чтобы помогать разбираться в проблемах конкретной товарной группы и в их решении. На потребительском рынке тысячи товарных групп, в каждой группе огромное количество ассортиментных матриц. При добавлении новых товарных групп количество производителей и кодов будет расти в геометрической прогрессии. Реализовать это вряд ли возможно. Скорее всего, в ЦРПТ еще не поняли масштаб задачи».

После включения новых групп в систему они будут в течение года-полутора порождать дополнительные проблемы, как это происходит сейчас, добавляет Александр Борисов; ни в одном предыдущем проекте – ни в «Платоне», ни в «Меркурии» — внедрение системы не прошло гладко. На полное налаживание ушло полтора-два года. Более того, в предыдущих проектах нужно было обрабатывать довольно однотипные данные. В маркировке же тысячи разных товаров с разными весом, ценой и другими параметрами. «Даже в профессиональных ассоциациях есть группы интересов, противоречащие друг другу. Разные подходы и разные проблемы у крупных и мелких компаний, у отечественных производителей, иностранных производителей и импортеров. ЦРПТ, когда сталкивается с этим, ориентируется на тех, кто готов и способен понести расходы, — констатирует председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. – Необходимо отсрочить дальнейшее развитие маркировки до 2022 года, пока не начнется подъем экономики. Иначе это гиря на ногах бизнеса, в первую очередь МСП».

Кто не чипирован, тоже пополнит казну

С 2020 года в федеральном бюджете появились строки для новых доходов – это штрафы за производство или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке, без соответствующей маркировки или с нарушением порядка ее нанесения, а также штрафы за нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. За девять месяцев 2020 года этих штрафов собрали всего на пять миллионов рублей, но процесс только разворачивается. Одна за другой поступают новости об аресте партий обуви без маркировки. «С 1 июля 2020 года нужно маркировать обувь и направлять сведения о маркировке в единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Товары, сведения о которых не переданы в систему или переданы с нарушением требований, считаются немаркированными, — объясняет Елена Амеличкина, руководитель юридического отдела компании «Перманент K&M». – Немаркированная обувь будет изъята, а затем на основании решения суда или постановления по делу об административном правонарушении будет организовано ее уничтожение. Практика же обжалования штрафов и изъятий немаркированной обуви только начинает формироваться».
Юлия Буранов из юридической фирмы ColemanLegalServices объясняет, что, если имел место сбой, из-за которого данные о маркировке не ушли в систему, представитель бизнеса может предъявить претензию оператору системы маркировки. В качестве доказательств сбоя могут выступать скриншоты, файлы с отчетом об ошибке, формируемые подсистемой, журналы, а также иные документы, файлы, фотографии или видеозаписи, содержащие информацию о причинах и условиях возникновения ошибки.

Но самым главным остается вопрос: если цель маркировки – борьба с черным рынком, то почему за это должны заплатить предприятия, торгующие вбелую, и насколько адекватна эта плата?