ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ
Совместного заседания Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка и Совета ТПП РФ по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтерству (комиссия “Бизнес-практики для ЦУР”) на тему: «ESG на потребительском рынке»
Глобальный масштаб тренда на устойчивое развитие (ESG-повестка) приводит к пересмотру правил экономической деятельности, в том числе в секторе потребительского рынка. Этот тренд создает для компаний и для России в целом – как новые ниши и возможности, так и определенные вызовы.
Перспективы внедрения пограничного корректирующего углеродного механизма в ЕС и других форм углеродного ценообразования несут риски углеродной «сегрегации» для российских компаний. По подсчетам Минэкономразвития, потери российских экспортеров от введения трансграничного углеродного налога могут составить до 7,6 млрд долларов в год (при этом учитывались только такие сектора как алюминий, железо, сталь, цемент и электроэнергия). Однако растущая доля экспорта продовольствия со своим углеродным следом может привести к повышению этой цифры почти на четверть.
Возможности позитивных преобразований проистекают из существующих вызовов. Так, Национальный кадастр антропогенных выбросов России говорит, что 55,9% всей эмиссии приходится непосредственно на выработку электричества для городов, домов, промышленности и торговли. Поэтому необходимо модернизировать всю структуру производства энергии от электроэнергетики до ЖКХ. Транспорт, включая газопроводы, генерирует около 16% выбросов парниковых газов. Отсюда необходимость производить новые виды двигателей, развивать электрический и гибридный транспорт, оптимизировать логистику. Сельское хозяйство добавляет еще примерно 18% выбросов, из которых 39% приходится на животных (ферментация в ходе пищеварения) и 13% на синтетические удобрения. Решение — в удержании углерода в почве через улучшение пахотных земель и пастбищ, а также восстановление истощенных земель и снижение доли животной пищи в рационе.
Ориентир на устойчивое развитие и декарбонизацию – это ключевые условия развития бизнеса в новых экономических реалиях.
В настоящий момент разработан целый комплекс рекомендаций, методических пособий в области внедрения ESG, который позволяет представителям малого и среднего бизнеса более эффективно вовлекаться в стремительно изменяющиеся условия работы на потребительском рынке. Важным инструментом при внедрении механизма ESG на потребительском рынке является объединение усилий участников потребительского рынка с помощью клубов/альянсов (в том числе на базе Советов ТПП РФ) и формирование «экосистемы» устойчивого развития «производитель – ритейл — потребитель», для:
— обмена знаниями и лучшими практиками, координации усилий по обеспечению и ускорению разработки и внедрения стандартов и инструментов достижения углеродной нейтральности, анализа отраслевых проблем и обсуждения возможных способов их решения среди компаний, объявивших о целях по достижению углеродной нейтральности;
— участия в разработке отраслевых стандартов по устойчивым упаковочным решениям и продолжения диалога с ответственными ведомствами по гармонизации Концепции РОП для достижения максимальных показателей;
— обмена передовым опытом и обучению поставщиков сырья внедрению принципов устойчивого развития, и в частности низкоуглеродных решений, усиления совместной работы по поддержке декарбонизации поставщиков и гармонизации корпоративных кодексов по работе с поставщиками;
— развития совместных инициатив производитель-ритейл в области устойчивого развития для просвещения потребителей и стимулирования ответственного потребления.
На основе многочисленных обсуждений и докладов Члены Советов ТПП РФ по развитию потребительского рынка и Совета ТПП РФ по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтерству предложили:
- Просить Правительство Российской Федерации:
1.1. Разработать меры финансовой поддержки организаций, реализующих климатические проекты, через налоговые льготы и «зеленое» финансирование для привлечения внебюджетных источников.
1.2. Ускорить решение вопросов гармонизации и взаимного признания систем углеродного регулирования со странами – импортерами российской продукции. Необходимо принятие углеродного регулирования, включающего систему учета парниковых газов, систему обязательной отчетности для регулируемых организаций, официальное закрепление понятий «климатический проект» и «углеродная единица», и принципов работы с возобновляемыми источниками энергии (энергосервисные контракты). Необходимо также сформировать институциональную базу для реализации климатических проектов в России (в т.ч. по поглощению CO2), актуализировать национальную Стратегию низкоуглеродного регулирования до 2050 года для удержания глобального потепления в пределах 1,5С и синхронизировать ее с прочими стратегиями социально-экономического развития, включить в национальные проекты и государственные программы целевые показатели по защите климата и сокращению выбросов парниковых газов (ПГ).
1.3. Интегрировать Цели Устойчивого развития ООН в цели Национального планирования Российской Федерации. Транслировать цели Национального планирования из федерального уровня на региональный.
1.4 Внести изменения в Концепцию РОП в части исключения установления двойного коэффициента при недостижении нормативов утилизации и введения стимулирующего механизма для самостоятельного исполнения РОП. Сохранить действующий в рамках 89-ФЗ стимулирующего механизма по снижению объемов обязательств по утилизации при наличии вторичного сырья в упаковке. Гармонизировать наднациональные и национальные стандарты в части возможности использования вторичного сырья в упаковке для пищевой продукции.
1.5 Разработать меры по поддержке законодательной инициативы о передаче ряда товаров с истекающим сроком годности на благотворительность без налогообложения и комплекс мер по утилизации продукции, которая утратила свои потребительские свойства.
1.6. Маштабировать работу по повышению уровня осведомленности гражданского общества по вопросам изменения климатической повестки, вопросам обращения с отходами и другим актуальным вызовам в области устойчивого развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
- Принять экспертное участие вместе с заинтересованными ФОИВами:
2.1. Разработать единый стандарт по устойчивым упаковочным решениям.
2.2. Разработать эко-стандарт для проведения массовых спортивных, культурных и других зрелищных мероприятий для снижения негативного экологического воздействия.
2.3. Доработать стандарт по регулированию сертификации и маркировки продукции, а также оценке органов сертификации.