Справка о федеральных законах и законопроектах, предусматривающих антисанкционные меры

Федеральный закон от 04.03.2022 N 30-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Законом установлена возможность применения Россией мер санкционного характера распространена на всех иностранных граждан, а также лиц без гражданства.

Речь идет о лицах, причастных к нарушениям, предусмотренным статьей 1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ.

В числе санкционных мер — запрет на въезд в РФ и арест на территории РФ финансовых или иных активов и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих иностранных граждан и лиц без гражданства.

Закон вступил в силу 15 марта.

 Федеральный закон от 04.03.2022 N 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

КоАП РФ дополнен новой статьей 15.27.3, согласно которой совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо полученными для совершающего указанные сделки или финансовые операции лица преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток с конфискацией денежных средств или иного имущества либо без таковой.

Указанная статья содержит примечание, определяющее случаи, в которых юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и подлежит административной ответственности, а также условие, при котором оно от такой ответственности освобождается.

Также установлено наказание за публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ, и за призывы к введению в отношении РФ мер ограничительного характера.

Закон вступает в силу 31 августа.

 Федеральный закон от 04.03.2022 N 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

В УК РФ включена статья 207.3, устанавливающая ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

УК РФ также дополнен статьей 280.3, предусматривающей ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ, в том числе за публичные призывы к воспрепятствованию их использования в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

Новой статьей 284.2 устанавливается ответственность за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц, совершенные гражданином РФ после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

В статьи 31 и 151 УПК РФ внесены изменения, регулирующие вопросы подсудности и подследственности уголовных дел по новым составам преступлений.

Закон вступил в силу 4 марта.

Федеральный закон от 06.03.2022 N 41-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

 Законом разрешена уплата в половинном размере субъектом МСП административного штрафа за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.

Так, административный штраф может быть уплачен в размере половины его суммы юридическим лицом, являющимся субъектом МСП, привлеченным к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1 — 4 статьи 14.32 КоАП РФ, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа.

В случае, если копия постановления о назначении штрафа, направленная юридическому лицу по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения 20 дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению по ходатайству привлеченного к ответственности юридического лица судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

Предусмотрено, что штраф уплачивается в полном размере в случае, если исполнение постановления о назначении штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

Закон вступил в силу 16 марта.

Федеральный закон от 06.03.2022 N 42-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

 КоАП РФ дополнен новой статьей 13.47, согласно которой неисполнение российским оператором связи, использующим иностранную спутниковую систему, обязанности по формированию российского сегмента такой системы в составе станции сопряжения с сетью связи общего пользования, по обеспечению управления этим сегментом с территории РФ и (или) по пропуску трафика, формирующегося абонентскими станциями (терминалами) на территории РФ, через станцию сопряжения российского оператора связи, находящуюся на территории РФ, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Закон вступил в силу 16 марта.

Федеральный закон от 06.03.2022 N 36-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»

Расширен перечень активов, в которые можно инвестировать денежные средства, составляющие целевой капитал некоммерческой организации. В перечень включены инвестиционные паи биржевых паевых инвестиционных фондов и клиринговые сертификаты участия.

Скорректированы положения, касающиеся расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, и вознаграждением управляющей компании.

Закон вступил в силу 16 марта.

Федеральный закон от 06.03.2022 N 35-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 14.2 Федерального закона «О национальной платежной системе» и статьи 1.1 и 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»

Ранее банковским платежным агентам (субагентам) право осуществлять прием наличных денежных средств предоставлялось только в отношении физических лиц.

Законом предусмотрено расширение данной функции путем распространения права на прием наличности от юридических лиц, ИП, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, медиаторов, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой.

Закон вступает в силу 2 сентября.

Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон содержит положения, закрепляющие особенности регулирования вопросов содействия занятости населения, оказания социальной помощи и пенсионного обеспечения, а также предусматривает меры по защите прав и интересов граждан РФ, вынужденно прекративших обучение за рубежом. В нем закреплены меры по поддержке экономического сектора, особенности осуществления страховой деятельности, закупок, производства лекарственных препаратов на территории страны и др.

Так, например, установлена возможность граждан и субъектов МСП в период с 1 марта по 30 сентября 2022 года обратиться к кредитору с требованием о предоставлении «кредитных каникул» при условии, что кредитный договор был заключен в период до 1 марта 2022 года.

Правительство РФ наделено, в частности, полномочиями устанавливать иные, чем закреплены в законодательстве, случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для госнужд у единственного поставщика, а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях; в 2022 году — вводить мораторий на проведение квалификационного экзамена на конкретный срок и продлевать сроки действия квалификационных аттестатов, а также устанавливать право лиц, имеющих лицензии с истекшим сроком действия, продолжать осуществление своей деятельности без получения новых лицензий или иных разрешений.

Закон вступил в силу 8 марта.

Федеральный закон от 09.03.2022 N 47-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

 Законом освобождена от НДС реализация физлицам драгметаллов в слитках в инвестиционных целях. Соответствующее дополнение внесено в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Также установлен запрет на применение специальных налоговых режимов (УСН, ПСН) в ювелирной отрасли.

Данные меры позволят предоставить гражданам альтернативный инструмент накопления средств, не имеющий кредитного и валютного риска, привлечь дополнительные инвестиции в золотодобывающую отрасль, ликвидирует теневой оборот лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Закон вступил в силу 9 марта, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 09.03.2022 N 49-ФЗ «О внесении изменения в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

 Законом предусмотрено освобождение лица от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им, в том числе, до 1 января 2022 года деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, при условии добровольного декларирования им активов и счетов (вкладов) в банках в рамках их перевода в российскую юрисдикцию.

Закон вступил в силу 9 марта.

Федеральный закон от 09.03.2022 N 51-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Усовершенствован порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях и преступлениях, связанных с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В частности, статья 140 УПК РФ дополнена положением, устанавливающим, что поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 УК РФ служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Изменениями, внесенными в статью 144 УПК РФ, уточняется порядок взаимодействия органов дознания и предварительного следствия, а также территориальных органов страховщиков при решении вопросов о возбуждении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 УК РФ, в том числе использование материалов, представленных территориальными органами страховщиков, с установлением сроков рассмотрения данных материалов и принятия необходимых решений.

Закон вступил в силу 9 марта.

Федеральный закон от 09.03.2022 N 53-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»

Законом в 2022 году предусмотрена возможность оперативного перераспределения бюджетных ассигнований с их последующим использованием на реализацию мероприятий, связанных с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансового сектора, а также возможность размещения средств ФНБ в государственные ценные бумаги.

В 2022 году Правительство РФ вправе без внесения изменений в закон о федеральном бюджете направлять дополнительные нефтегазовые доходы на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга и на исполнение публичных нормативных обязательств РФ.

Закон вступил в силу 9 марта.

 Федеральный закон от 09.03.2022 N 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

Согласно закону Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 г. приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, продление сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов и пр.

Высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ также вправе издавать нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов, предусматривающие продление сроков уплаты налогов по региональным и местным налогам.

Закон вступил в силу 9 марта.

Федеральный закон от 14.03.2022 N 57-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов»

 Законом максимальный срок действия специальных инвестиционных контрактов (СПИК 1.0) для инвесторов, попавших под меры ограничительного характера, увеличен до 12 лет.

Введенная норма касается специальных инвестиционных контрактов, предусмотренных ФЗ № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», предметом которых является создание либо модернизация или освоение производства промышленной продукции на территории, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации (до принятия федерального закона такие контракты заключались на срок до десяти лет).

Правительство РФ наделяется полномочиями устанавливать дополнительные особенности изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов, заключенных до принятия Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (СПИК 1.0).

Закон вступил в силу 14 марта.

Федеральный закон от 14.03.2022 N 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и статью 21 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 В соответствии с законом повышен с 1 до 5 процентов голосующих акций общества установленный законодательством об акционерных обществах порог участия в капитале общества, предоставляющий право на получение документов общества, на оспаривание в суде сделок и действий общества или члена его совета директоров.

Российским страховщикам запрещается заключать сделки с иностранными страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами из недружественных государств.

Российские юридические лица, освобожденные на основании постановления Правительства РФ от раскрытия информации об их деятельности, наделяются обязанностью направлять уведомления, содержащие информацию, которая не раскрывается, не только в Банк России, но и в Росимущество, которые, в свою очередь, такую информацию должны передавать в Минфин России и Счетную палату РФ по их запросу.

Кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками, наделяются правом продавать физическим лицам драгоценных металлов в слитках за иностранную валюту.

Закон вступил в силу 14 марта.

Федеральный закон от 14.03.2022 N 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон направлен на обеспечение устойчивого бесперебойного функционирования транспортного комплекса в условиях внешнего санкционного давления.

Правительство РФ уполномочено устанавливать в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их порты в отношении аналогичных судов РФ, ответные ограничения.

Минтранс России вправе определять особенности применения на территории РФ актов Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ, а также иных международных организаций в области железнодорожного транспорта.

Закон вступил в силу 14 марта, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон предусматривает дополнительные механизмы поддержки экономического сектора в связи с недружественными действиями иностранных государств.

В частности, Правительство РФ наделено дополнительными полномочиями в области начисления и уплаты пени в случаях неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

Также поправки позволят урегулировать вопрос истечения срока действия договора счета эскроу до завершения строительства объекта недвижимости в случае увеличения ранее установленного срока ввода в эксплуатацию.

Кроме того, упрощен порядок проведения правовой экспертизы при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Закон вступил в силу 14 марта.

 Федеральный закон от 25.03.2022 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Законом введена уголовная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию исполнения государственными органами РФ своих полномочий за пределами ее территории в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Кроме того, усилена ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие причинение значительного ущерба лесным насаждениям в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.

Значительным ущербом признается ущерб, причиненный лесным насаждениям и иным насаждениям, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий десять тысяч рублей, крупным ущербом — пятьдесят тысяч рублей.

Закон вступил в силу 4 апреля.

 Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Принятым законом на период с 9 марта 2022 года до конца 2023 года отменено применение повышенного размера пени, установленного с 31 дня просрочки исполнения организацией обязанности по уплате налога.

Сделки между взаимозависимыми лицами теперь признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 120 млн. рублей (ранее — 60 млн. рублей).

Установлена ставка НДС 0% в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, сроком на 5 лет, а также в отношении услуг по предоставлению в аренду объекта туриндустрии, введенного в эксплуатацию после 1 января 2022 г., в течение 20 налоговых периодов с момента ввода объекта в эксплуатацию.

Предусмотрена возможность применения заявительного порядка возмещения сумм НДС за налоговые периоды 2022 и 2023 годов организациями, не находящиеся в процедуре банкротства или процессе реорганизации. Скорректирован порядок налогообложения НДФЛ операций с ценными бумагами.

Многочисленные изменения коснулись порядка налогообложения налогом на прибыль (предусмотрена возможность уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, ставка налога 0% для организаций отрасли информационных технологий и пр.).

Также предусмотрено применение за налоговый период 2022 года повышенного транспортного налога только для легковых автомобилей стоимостью от 10 миллионов рублей.

Кроме того, установлено, что налоговые базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, по земельному налогу в отношении земельного участка и по налогу на имущество физических лиц в отношении объекта обложения за налоговый период 2023 года определяются как их кадастровая стоимость, внесённая в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года.

Закон вступил в силу 26 марта, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

 Федеральный закон от 26.03.2022 N 66-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральным законом упрощается процедура регистрации иностранных компаний в специальных административных районах в России.

Специальные административные районы (САР) были созданы в 2018 году во Владивостоке и Калининграде для возвращения в страну капиталов на фоне санкций. Компании получают ряд налоговых льгот. По закону переехать в САР могут компании, созданные до 1 марта 2022 года.

В действующий механизм внесли изменения. Так, в САР россияне и иностранцы могут зарегистрировать личные фонды со статусом международных для управления активами. Стоимость активов должна быть не менее 5 млрд рублей. Компании больше не нужно подтверждать деятельность на территории нескольких государств. Срок внесения инвестиций иностранными компаниями увеличен с шести месяцев до одного года.

Применять иностранное корпоративное право для международных компаний можно до 1 января 2039 года.

Закон вступил в силу 26 марта, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 26.03.2022 N 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 В соответствии с положениями закона, упрощаются условия государственной регистрации и функционирования международных компаний и международных фондов в специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края. В частности, установлены особенности государственной регистрации международных компаний при невозможности предоставления ими полного комплекта необходимых документов. Скорректированы критерии предоставления иностранному юридическому лицу статуса международной компании, а также увеличен срок для осуществления международной компанией инвестиций на территории России.

Предусматривается, что в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций Правительством РФ в 2022 году могут быть установлены особенности выполнения и (или) признания выполненными, а также освобождения от выполнения требований, касающихся подачи заявки на осуществление деятельности в качестве участника специального административного района.

Кроме того, до 31 декабря 2022 года включительно приостанавливается осуществление плановых и внеплановых ревизий соответствия международной компании и международного фонда, получивших статус участника специального административного района, требованиям, установленным Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах», а также установлена возможность создания в специальных административных районах международных личных фондов (в том числе международных наследственных фондов).

Закон вступил в силу 26 марта, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 26.03.2022 N 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 Законом перенесены сроки вступления в силу обязательных требований, которые не могут быть соблюдены, в том числе ввиду технологических ограничений.

В частности:

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 1 сентября 2022 года, срок создания системы автоматического контроля продлевается на два года;

по 31 декабря 2024 года включительно переносится срок направления заявок на получение комплексных экологических разрешений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

на 31 декабря 2026 года переносится срок завершения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ.

Внесенными изменениями из перечня запрещенных видов деятельности на территории ОЭЗ исключено производство этана, сжиженного углеводородного газа и жидкой стали.

Также установлено, что заемщики — юридические лица по кредитам с плавающей ставкой, взятым в рублях, смогут в течение действия договора, но не позднее 1 июня 2022 года, обратиться к кредитору с требованием об особом порядке начисления и уплаты процентов за пользование кредитом (займом). Длительность такого переходного периода составляет 3 месяца.

Для кредитных договоров (договоров займа), которые заключены с физическим лицом до 27 февраля 2022 года в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, с 28 февраля 2022 года до окончания срока действия таких договоров значение переменной процентной ставки не может превышать значение, рассчитанное исходя из значения переменной величины (числового значения), определенной (определенного) на 27 февраля 2022 года.

Закон вступил в силу 26 марта.

Федеральный закон от 26.03.2022 N 74-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

В законе закреплены меры поддержки участников внешнеэкономической деятельности.

В частности: устанавливается возможность ввоза до 1 января 2029 года многокомпонентного товара в рамках нескольких внешнеэкономических сделок; исключается необходимость предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих такую деятельность менее года; сокращается процедура выдачи таможенными органами классификационных решений.

Правительство РФ наделяется полномочиями по определению случаев (условий) предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты суммы задолженности по уплате таможенных платежей, случаев, когда декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, может выступать лицо, не являющееся владельцем свободного склада, а также по определению инвестиционных проектов, в отношении которых может применяться выпуск до подачи декларации на товары, и приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов, в отношении которых может предоставляться тарифная льгота на ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей.

До 31 декабря 2023 г. приостанавливается требование для выдачи федеральных специальных марок об отсутствии у заявителя на день подачи заявления недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам и процентам за нарушение законодательства о налогах и сборах или задолженности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и процентов.

Также расширяется применение эксперимента по маркировке на территории РФ ввозимой алкогольной продукции и срок его проведения.

Закон вступил в силу 26 марта, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 26.03.2022 N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законом в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций устанавливаются особенности ввода в обращение ввозимых на территорию РФ до 31 декабря 2022 года зарегистрированных лекарственных препаратов для медицинского применения в случае их дефектуры или риска её возникновения. При этом устанавливается возможность ввоза таких лекарственных препаратов в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах, при наличии на их вторичной (потребительской) упаковке самоклеящейся этикетки с информацией о лекарственном препарате на русском языке.

В отношении организаций оптовой торговли лекарственными средствами Федеральным законом вводится требование о соблюдении устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельных сроков отгрузки затребованных аптечной организацией лекарственных препаратов для медицинского применения.

Правительство РФ наделяется правом определять в 2022 и 2023 годах особенности оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Наряду с этим, в 2022 и 2023 годах при определении объёма закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренного ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в расчёт совокупного годового объема закупок не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.

Закон вступил в силу 26 марта, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

 Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

 В КоАП РФ внесены изменения, согласно которым за впервые совершенное субъектами МСП и некоммерческими организациями правонарушение органы контроля и суды будут предупреждать, а не сразу штрафовать нарушителя. Норма распространяется на правонарушения, не связанные с причинением или угрозой причинения вреда здоровью людей, окружающей среде и имущественным ущербом.

Также уменьшены размеры штрафов для микро- и малых предприятий и СОНКО — на них распространены правила КоАП РФ о назначении административного наказания в виде административного штрафа индивидуальным предпринимателям.

Поправками, в числе прочего, исключены ситуации, когда за одно нарушение одновременно привлекаются к ответственности и юридическое лицо, и его сотрудник: в случае, если виновен работник, работодатель не подлежит административной ответственности.

Кроме этого, установлен запрет на наложение нескольких административных штрафов за совершение нескольких однотипных административных правонарушений, объединенных одним составом, и выявленных в ходе осуществления госконтроля. В таких случаях необходимо назначать административное наказание как за одно правонарушение.

Закон вступил в силу 5 апреля.

Федеральный закон от 26.03.2022 N 73-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экспортном контроле»

 Законом Правительство РФ наделено полномочиями по утверждению списков контролируемых товаров и технологий в соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле».

Скорректированы положения, устанавливающие порядок введения запретов и иных ограничений внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Закон вступает в силу 25 мая.

 Федеральный закон от 01.04.2022 N 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»

 Финансирование в размере 100 процентов сметной стоимости производства и проката смогут получить следующие национальные фильмы: художественные (игровые) фильмы, документальные (неигровые) фильмы и анимационные фильмы — они должны быть дебютными фильмами режиссеров-постановщиков в течение пяти лет после получения ими высшего образования в области кинематографии в государственных вузах; документальные (неигровые) фильмы, в том числе научно-популярные фильмы; уникальные авторские анимационные фильмы.

Закон вступил в силу 12 апреля.

Федеральный закон от 16.04.2022 N 96-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законом урегулированы вопросы, связанные с налогообложением ряда финансовых операций, в частности:

дополнен перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС (включены в том числе услуги, связанные с совершением действий в рамках исполнения обязанностей по договорам, являющимся производным финансовым инструментом (ПФИ), а также операции по предоставлению обеспечительного платежа в денежной форме или ценными бумагами);

для целей налогообложения НДФЛ установлена дата получения дохода в виде обеспечительного платежа;

установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы и расходы в форме обеспечительного платежа, а также установлены особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами и операций с ценными бумагами в рамках обеспечительного платежа.

Закон вступил в силу 16 апреля, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 16.04.2022 N 97-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

 Закон освобождает от налогообложения НДС операции по отчуждению исключительных прав на основании договора коммерческой концессии.

Ранее данная льгота была предусмотрена в отношении исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), реализуемых на основании лицензионного договора (пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Законом льгота распространена на операции по реализации указанных объектов интеллектуальной собственности, а также прав на их использование, на основании договора коммерческой концессии, при условии выделения в цене договора стоимости исключительных прав.

Закон вступает в силу 16 мая, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

 Федеральный закон от 16.04.2022 N 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Законом установлен запрет взимания комиссии при осуществлении операций по переводу денежных средств с банковских счетов физических и юридических лиц, а также ИП в связи с изменением или расторжением договоров банковского счета и/или иных договоров, регулирующих обслуживание этих лиц в кредитной организации, в размере, превышающем размер комиссии, взимаемой при осуществлении аналогичных операций по переводу денежных средств с банковских счетов этих лиц при иных условиях.

Кроме того, предусмотрено, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, не относится установление дополнительных (повышенных размеров) комиссий, сборов и иных вознаграждений, взимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, при осуществлении их клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом.

Закон вступает в силу с 1 июля.

Федеральный закон от 16.04.2022 N 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 Законом предусматривается, что размещение и (или) организация обращения за пределами РФ акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов, не допускаются.

Правительство РФ наделено полномочиями по установлению порядка, в соответствии с которым может быть принято решение о продолжении обращения за пределами РФ акций российских эмитентов, выпущенных ранее.

Кроме этого, для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы документ наделяет Минфин России на основании отдельных решений Правительства РФ правом приобретать за счет средств Фонда национального благосостояния привилегированные акции кредитных организаций.

На приобретение таких акций не нужно будет получать предварительное (последующее) согласие ЦБ РФ, а также согласие ФАС России. Для сделок с такими акциями также не нужно соблюдать порядок раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах и привлекать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для определения цены размещения акций кредитной организации.

Закон вступил в силу 16 апреля, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

 Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 В целях поддержки заказчиков и участников госзакупок внесены изменения в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности:

закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства «под ключ», предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта;

расширяются возможности проведения запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;

устанавливается запрет на использование иностранной валюты при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;

расширяется перечень заказчиков, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), путем наделения Правительства РФ полномочиями по включению в него заказчиков, в отношении которых введены санкции и меры ограничительного характера;

предусматривается, что до 31 декабря 2022 года заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке, проекте контракта. Указанные положения не применяются, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.

Закон вступил в силу 16 апреля, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 16.04.2022 N 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законом цены (тарифы, ставки) на услуги в морском порту по погрузке, выгрузке и хранению сжиженного природного газа, произведенного в Арктической зоне РФ, которые устанавливаются на срок окупаемости инвестиционных проектов по строительству и эксплуатации перегрузочных комплексов, могут устанавливаться в иностранной валюте, при этом расчеты за указанные услуги осуществляются в рублях.

Внесенные изменения направлены на снижение рисков при реализации проектов по строительству морских перегрузочных комплексов СПГ, связанных с волатильностью на валютных рынках.

Закон вступил в силу 27 апреля.

Федеральный закон от 15.04.2022 N 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законом устанавливается обязанность иностранных инвесторов, владеющих более чем 50% акций в капитале компаний по перевозке водным транспортом РФ грузов из перечня, определяемого Правительством РФ, подать ходатайство о согласовании установления контроля над такой компанией или произвести отчуждение части принадлежащих им акций до размера менее чем 50% в течение 365 дней со дня вступления в силу акта Правительства РФ, определившего такой перечень грузов, перевозка которых морским и водным транспортом РФ является стратегически значимой.

Закон также наделяет Правительство РФ полномочиями по установлению особенностей исполнения договоров лизинга морских судов, судов внутреннего водного транспорта или судов смешанного плавания, железнодорожного подвижного состава, контейнеров, особенностей открытия пунктов пропуска через Государственную границу РФ; по установлению особенностей осуществления государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через государственную границу РФ, что позволяет отменить на 6 месяцев 2022 года весовой и габаритный контроль транспортных средств, перевозящих продовольственные товары и товары первой необходимости, на многосторонних автомобильных пунктах пропуска и др.

Закон вступил в силу 15 апреля, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

 Федеральный закон от 01.05.2022 N 125-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»

 Законом установлен запрет для российских банков предоставлять сведения о клиентах и совершаемых ими операциях, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах органам иностранных государств. Предоставление указанной информации допускается только в случаях взаимодействия организаций финансового рынка с лицами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов. При этом Банк России может разрешить кредитной организации предоставить компетентному органу иностранного государства запрошенные им сведения.

Закон вступил в силу 1 мая.

Федеральный закон от 01.05.2022 N 120-ФЗ  «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Законом уточняется порядок признания международной компании МХК, постановки на учет иностранной организации, а также раскрытия налоговой тайны. В частности:

предлагается дополнить перечень случаев, в которых ряд условий признания международной компании международной холдинговой компанией (МХК), и случай утраты статуса МХК, не применяются (в отношении международных компаний, когда в отношении их контролирующих лиц введены меры ограничительного характера);

положения, касающиеся постановки на учет организации, признаваемой банком по законодательству иностранного государства, распространены на иностранные организации, которые открывают счета в РФ, для возможности постановки их на учет по заявлению российской кредитной организации;

предусмотрено правило, согласно которому не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом соответствующих сведений иному лицу при наличии согласия на это налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Закон вступил в силу 1 мая, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

 Федеральный закон от 01.05.2022 N 132-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»

 Закон о валютном регулировании дополняется положением, устанавливающим возможность без ограничений проводить валютные операции, связанные с предоставлением (передачей, возвратом) денежных средств по соглашению о финансировании участия в кредите (займе).

Данная мера направлена на нивелирование последствий ограничительных мер и необходима для случаев, когда при синдицированном кредитовании один из кредиторов в силу принятых санкций не может участвовать в финансировании проекта и необходимо привлекать внешнего кредитора с передачей ему обязательств и требований по кредиту.

Закон вступил в силу 1 мая.

Федеральный закон от 01.05.2022 N 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 Законом уточняется, что объектами концессионного соглашения, объектами соглашения о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена.

По указанному соглашению, объектом которого является данное имущество, и концедентом (публичным партнером) по которому выступает муниципальное образование, в качестве самостоятельной стороны такого соглашения в определенных случаях может участвовать субъект РФ.

Предусмотрено ограничение размера регулируемого тарифа на перевозки по маршрутам регулярных перевозок с использованием объектов инфраструктуры автомобильного транспорта или городского наземного электрического транспорта, являющихся объектом концессионного соглашения либо соглашения о государственно-частном партнерстве или о муниципально-частном партнерстве, в период действия соответствующего соглашения.

Закон вступил в силу 1 мая.

Проект федерального закона N 87705-8 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (в части повышения максимального размера микрозайма для субъектов малого и среднего предпринимательства)

 Проект внесен в Государственную Думу  депутатами Государственной Думы А.В. Деминым, А.Г. Аксаковым  15 марта.

Предлагается увеличить предельную сумму микрозайма до 7 млн. рублей (в настоящее время размер не может превышать 5 млн руб.).

Необходимость повышения максимального размера микрозайма до 7 млн. рублей продиктована ростом инфляции, а также формированием устойчивого спроса со стороны субъектов МСП на микрозаймы.

 Проект федерального закона N 90752-8 «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка подтверждения права на применение нулевой ставки НДС экспортерами)

Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 19 марта, принят в первом чтении 19 апреля.

В настоящее время для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по НДС налогоплательщики, осуществляющие экспорт товаров, обязаны представить пакет документов на бумажном носителе, включая декларацию на товары, контракт, копии указанных документов.

Законопроект предусматривает отказ от представления экспортером подтверждающих документов, включая контракт, на бумажном носителе. Вместо этого для экспортеров будет установлена обязанность по представлению в налоговые органы реестров в электронной форме, которые будут включать сведения как из декларации, так и из контракта.

Кроме того, предлагается сделать единообразным момент определения налоговой базы по подтвержденному и неподтвержденному экспорту товаров.

Проект федерального закона N 91894-8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (в части расширения перечня разрешенных валютных операций меду резидентами)

Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 21 марта.

Предлагается расширить перечень разрешенных валютных операций между резидентами, необходимых для размещения на российском финансовом рынке и обслуживания выпусков облигаций с обеспечением, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте

В соответствии с проектом в перечень включаются: операции по договору займа между юридическим лицом — заемщиком и юридическим лицом — займодавцем, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат юридическому лицу — заемщику, и связанному с эмиссией займодавцем облигаций, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, при условии, что размер требований по ним не превышает объема годовой выручки в иностранной валюте, полученной заемщиком от внешнеторговой деятельности; операции, связанные с исполнением юридическим лицом — резидентом, предоставившим обеспечение по облигациям, стоимость которых указана в иностранной валюте, своих обязательств в рамках предоставленного обеспечения.

Проект федерального закона N 92282-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об атисанкционных поправках)

Проект внесен в Государственную Думу депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым 22 марта.

Законопроектом предусмотрено, что вместо возврата суммы займа и выплаты процентов за пользование таким займом допускается размещение в пользу займодавца дополнительных акций. В указанных целях разрешается выпуск привилегированных акций, номинальная стоимость которых может превышать 25% от уставного капитала АО.

Кроме этого, законопроектом устанавливаются особенности прекращения обязательств в связи с недружественными действиями иностранных государств, в частности:

обязательство прекращается полностью или в соответствующей части, если исполнение обязательства становится окончательно невозможным;

лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, не несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным;

сторона обязательства вправе отказаться от договора (от исполнения договора) в случае, если другая сторона не исполнила или ненадлежащим образом исполнила свое обязательство, поскольку такое исполнение объективно оказалось временно невозможным в условиях недружественных действий иностранных государств.

Также документом предусматривается, что по соглашению сторон, заключенному после 23 февраля 2022 года, обеспечительный платеж в счет обеспечения может состоять во внесении акций, облигаций, иных ценных бумаг или вещей, определенных родовыми признаками, как подлежащих, так и не подлежащих передаче по обеспечиваемому обязательству.

 Проект федерального закона N 94339-8 «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

 Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 24 марта, принят в первом чтении 19 апреля.

Законопроектом также предусматривается понижение размера штрафов за административные правонарушения для всех участников внешнеэкономической деятельности за осуществление незаконных валютных операций с действующих 75-100 процентов суммы незаконной валютной операции до 20-40 процентов, и за нерепатриацию экспортерами выручки в валюте РФ с действующих 3-10 процентов суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, до 3-5 процентов (за исключением контрактов, связанных с экспортом леса и лесоматериалов).

Кроме того, в статье 15.25 КоАП РФ предлагается исключить институт «профессиональных участников внешнеэкономической деятельности» для целей административной ответственности.

 Проект федерального закона N 95537-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 28 марта.

Согласно законопроекту, госконтроль будет осуществляться не только в отношении обществ, осуществляющих добычу водных биоресурсов (изъятие водных биоресурсов из среды их обитания), но и осуществляющих иные производственные процессы в сфере рыболовства.

В частности, иностранные инвесторы (группа лиц), владеющие акциями (долями) в уставном капитале юридического лица, осуществляющего рыболовство, в размере не менее чем 25% акций (долей) такого лица, обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля или снизить долю своего участия в уставном капитале такого лица до уровня менее 25% акций (долей).

Непредставление ходатайства и/или неосуществление действий по отчуждению акций (долей) в предусмотренный законопроектом срок будет выступать основанием для лишения иностранного инвестора в судебном порядке права голоса на общем собрании акционеров (участников) юридического лица.

 Проект федерального закона N 99737-8 «О внесении изменений в статьи 157 и 351 Трудового кодекса Российской Федерации»

Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 4 апреля.

Предлагается установить гарантированный минимум оплаты труда творческих работников за период, когда они не участвуют в создании произведений и (или) исполнении произведений Проект закона подготовлен с учетом правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.10.2021 N 43-П (часть пятая статьи 157 Трудового кодекса РФ признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку порождает возможность произвольного уменьшения размера заработной платы творческих работников, фактически исполняющих (хотя и в меньшем объеме) свои трудовые (должностные) обязанности.

Согласно законопроекту указанное время простоем не является и оплачивается в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

При этом такая оплата должна быть не менее тарифной ставки (оклада) с доплатами и надбавками компенсационного и стимулирующего характера, и не ниже МРОТ, рассчитанных пропорционально времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают.

Проект федерального закона N 99721-8 «О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 5 апреля.

Согласно законопроекту, вид на жительство без ограничения срока действия будет выдаваться высококвалифицированному специалисту, осуществляющему не менее двух лет трудовую деятельность в РФ в этом качестве, и членам его семьи, при условии их проживания в РФ по уже имеющемуся у них виду на жительство. При этом в указанный период осуществления трудовой деятельности в отношении такого высококвалифицированного специалиста работодателем или заказчиком работ (услуг) должны быть исчислены, удержаны и перечислены налоги в бюджетную систему РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Также предусматривается, что условия привлечения высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее семисот пятидесяти тысяч рублей из расчета за один квартал.

 Проект федерального закона N 101234-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов персональных данных»

Проект внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.А. Гавриловым, А.К. Луговым и др., сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, А.В. Яцкиным 6 апреля.

Законопроектом, в том числе вводится обязанность операторов незамедлительно информировать об инцидентах с принадлежащими им базами персональных данных уполномоченные органы власти, а также обязанность обеспечивать непрерывное взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ.

Устанавливается запрет операторам на отказ гражданам в оказании услуг при отказе предоставить свои персональные данные (в т.ч. биометрические), если такое предоставление не является обязательным.

Устанавливаются ограничение на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних и обязанность операторов информировать уполномоченные органы власти о намерении трансграничной передачи персональных данных. В исключительных случаях, при наличии угроз для обороны, безопасности и основ конституционного строя, такая передача может быть ограничена по решению уполномоченного органа власти.

Проект федерального закона N 102053-8 «О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации»

 Проект внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, Н.А. Журавлевым, А.А. Клишасом, В.В. Полетаевым, И.В. Рукавишниковой, А.Г. Шейкиным; депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, И.А. Панькиной, В.И. Пискаревым и др. 7 апреля.

Законопроектом предлагается внести изменения в часть 2 статьи 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями», устанавливающую ответственность за использование полномочий лицом, выполняющим управленческие функции в компании или иной организации, для извлечения выгоды или нанесения вреда другим (далее – законопроект).

Законопроектом предлагается такое деяние, совершенное в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации, считать квалифицированным признаком преступления наряду с теми, которые уже имеются в данной статье (если такие деяния повлекли тяжкие последствия).

В случае принятия законопроекта в предлагаемой редакции к лицам (предпринимателям) будет применяться наказание в виде штрафа в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового, либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

 Проект федерального закона N 103072-8 «О внесении изменения в статью 235 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и регулировании отдельных правоотношений по принудительному изъятию имущества»

 Проект внесен в Государственную Думу Государственным советом Республики Крым 8 апреля.

Законопроект предусматривает возможность принудительного изъятия в собственность субъектов Российской Федерации объектов права собственности, находящихся на территории Российской Федерации и принадлежащих по состоянию на 24 февраля 2022 года иностранным государствам, иностранным лицам, связанным с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), а также их бенефициарам и лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

Принудительное изъятие имущества иностранных государств и иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, а также их бенефициаров и лиц, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, предлагается осуществлять без выплаты компенсации стоимости таких объектов. Кроме того, законопроектом предусматривается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации своими законами определять порядок принудительного изъятия имущества иностранных государств и иностранных лиц.

 Проект федерального закона N 103501-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 9 апреля.

Целью законопроекта является разработка механизма, регулирующего проблемы с акционерами, сведения о которых отсутствуют и которые не осуществляют права акционеров на протяжении длительного периода времени.

Предусматриваются условия и порядок приостановления направления физическим и юридическим лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, на почтовые адреса, содержащиеся в реестре акционеров, сообщений о проведении заседаний общих собраний акционеров или заочных голосований, бюллетеней для голосования и иной информации, а также приостановление выплаты дивидендов по размещенным акциям.

Проект федерального закона N 103502-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 9 апреля.

Законопроектом предлагается модернизировать механизм реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, в частности: исключить необходимость согласования проектов региональных программ на федеральном уровне и определения согласования численности работников, которых предполагается привлекать в рамках региональной программы; предоставить Правительству РФ право утверждать единый перечень должностей, профессий, специальностей, на которые работники не могут привлекаться в рамках региональных программ и др.

Также предусматривается, что право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства наряду с безработными получат также граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Проект федерального закона N 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией»

 Проект внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Б. Выборным, М.Е.Старшиновым и др. 12 апреля.

В целях защиты национальных интересов Российской Федерации, в том числе обеспечения безопасности государства и финансовой стабильности,
а также прав и законных интересов организаций, кредиторов, работников
и общества, законопроектом предложен механизм назначения внешней администрации по управлению организациями.

Внешняя администрация может быть назначена по решению суда
в отношении организаций, имеющих существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в Российской Федерации в целом или в отдельном субъекте Российской Федерации, в которых иностранные лица прямо или косвенно владеют более 25% акций (долей).

Основаниями назначения внешней администрации могут являться: прекращение управления деятельностью организации ее органами управления в нарушение законодательства Российской Федерации; полное или значительное прекращение (приостановка) деятельности организации; перебои (их угроза) снабжения потребителей и нарушение критически значимых цепочек; необходимость привлечения бюджетных средств для бесперебойного снабжения потребителей и (или) переориентации зависимых значимых производств; увеличение затрат потребителей и др.

Инициировать рассмотрение вопроса о назначении внешней администрации могут руководитель отраслевого федерального органа исполнительной власти или глава субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована или на территории которого осуществляет деятельность организация. Соответствующее предложение рассматривается межведомственной комиссией при Минэкономразвития России, по результатам рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы подается соответствующее заявление.

При этом одновременно по ходатайству ФНС России судом вводятся обеспечительные меры в целях недопущения вывода активов организации
и совершения действий, препятствующих восстановлению ее деятельности.

Назначение внешней администрации может быть реализовано двумя способами: передача внешней администрации в доверительное управление акций (долей) организации или передача внешней администрации полномочий руководителя организации.

 Проект федерального закона N 106872-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

 Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 14 апреля.

Законопроектом предусматриваются особенности налогообложения НДС операций по реализации цифровых активов, а также порядок налогообложения НДФЛ и налогом на прибыль организаций доходов (прибыли) налогоплательщиков от реализации цифровых активов.

Законопроект устанавливает порядок определения налоговой базы по операциям с цифровыми финансовыми активами, налоговые ставки, особенности налогообложения и налоговые льготы.

Проект федерального закона N 106966-8 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

 Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 14 апреля.

Законопроектом предлагается наделить таможенные органы полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж.

Речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями УК РФ 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» и 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».

Отсутствие у таможенных органов полномочий по осуществлению дознания по уголовным делам данной категории в значительной степени ограничивает их возможности по документированию признаков преступлений и изобличению причастных к их совершению лиц.

Термин «иная личная заинтересованность» предлагается исключить из диспозиции статьи 200.4 УК РФ об уголовной ответственности за злоупотребления в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд.

Проект федерального закона N 107584-8 «О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 15 апреля.

Законопроект направлен на обеспечение возможности индивидуальным предпринимателям — инвалидам без наемных работников, а также индивидуальным предпринимателям — инвалидам, трудоустроившим хотя бы одного работника из числа социально уязвимых категорий граждан, получить статус социального предприятия.

Проект федерального закона N 107527-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьи 5 и 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проект внесен в Государственную Думу Правительством РФ 15 апреля, 20 апреля принят в первом чтении.

Законопроект определяет особенности осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами, особенности закупки у единственного поставщика медицинских изделий и расходных материалов и закупки Фондом социального страхования Российской Федерации у единственного поставщика технических средств реабилитации и услуг.

В целях расширения случаев заключения контрактов, повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, создания новых имущественных комплексов и рабочих мест предусматривается снижение требования к минимальному объему инвестиций поставщика (исполнителя) с 1 млрд. рублей до 100 млн рублей.

Для повышения привлекательности для поставщиков (исполнителей) механизма контракта предусматривается возможность проведения совместного конкурса с участием заказчиков из числа органов исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации.

Также предусмотрено расширение числа заказчиков,
которые вправе осуществлять закупки и др.

Проект федерального закона N 113045-8 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»

 Проект внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.И.Пискаревым, А.Г.Альшевских, М.Г.Делягиным, А.К.Луговым, А.О.Ткачевым, Р.Б.Чемерисом, М.В.Бутиной, Я.В.Лантратовой, С.Д.Леоновым, О.А.Матвейчевым, Е.В.Ревенко, Д.И.Савельевым, А.Л.Шхагошевым, О.М.Казаковой, А.М.Бабаковым; сенаторами Российской Федерации А.А.Климовым, В.М.Джабаровым, Е.В.Афанасьевой 25 апреля.

Законопроект определяет, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, либо распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет), либо финансируют указанные виды деятельности.

—-

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ